Веды – мудрость веков, дошедшая до наших дней

Поговорим про Веды – мудрость веков, дошедшая до наших дней - нюансы и особенности проблемы в 2019 году.

0
326

Индийские Веды — древний источник удивительных знаний

В древних индийских трактатах содержится множество научных знаний, до которых современная наука дошла совсем недавно или еще даже не подбиралась к ним.Предлагаем вам несколько фактов об удивительных знаниях ученых, живших тысячи лет назад.Индийские Веды — древний источник удивительных знаний.

Ве́ды (санскр.— «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (XVI-V века до н.э.).На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны.Индуистская религиозная традиция считает Веды — несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов.

Ученые о Ведах

Для начала заметим, что мудрость древних Вед признавали многие знаменитые ученые и величайшие умы человечества XIX-XX веков.Американский философ и писатель Генри Дейвид Торо писал:

«В великом учении Вед нет ни тени сектантства.Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания».

Лев Толстой в письме индийскому гуру Премананде Бхарати в 1907 году заметил:

«Метафизическая религиозная идея Кришны — вечная и универсальная основа всех истинных философских систем и всех религий».Он же писал: «Только такие великие умы, как древние индусские мудрецы, могли додуматься до этого великого понятия… Наши христианские понятия духовной жизни происходят от древних, от еврейских, а еврейские — от ассирийских, а ассирийские — от индийских, и все идут ходом обратно: чем новее, тем ниже, чем древнее, тем выше».

Любопытно, что Альберт Эйнштейн специально учил санскрит, чтобы прочитать в подлиннике Веды, в которых описывались общие закономерности физической природы.Многие другие известные люди, такие как Кант, Гегель, Ганди, признавали Веды как источник разнообразных знаний.

От нуля до кальпы

Древние математики в Индии ввели множество понятий, которыми мы пользуемся до сих пор.Заметим, что лишь в VII веке цифра 0 впервые начала упоминаться в арабских источниках, и только в VIII веке она дошла до Европы.

Однако в индийской математике понятие нуля (на санскрите «шунья») известно с IV века до нашей эры.Именно в Древней Индии впервые появилось эта цифра.Заметим, что без понятия о нуле не могли бы существовать бинарная система и компьютеры.

Десятичная система исчисления была также изобретена в Индии.В Древней Индии были известны число пи, а также теорема Пифагора, точнее, теорема Ба-удхаяны, который ее впервые изложил в VI веке до нашей эры.

Самое маленькое число, приведенное в Ведах, — крати.Оно равно одной тридцатичетырехтысячной секунды.Самое большое число — кальпа — равняется 4,32 миллиарда лет.

Кальпа — это «день Брахмы» (в индуизме — бог творения).По прошествии этого периода наступает «ночь Брахмы», равная по продолжительности дню.Таким образом, божественные сутки длятся 8,64 миллиарда лет.Месяц Брахмы состоит из 30 таких суток, что составляет 259,2 миллиарда лет, а год — из 12 месяцев.Брахма живет 100 лет (311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых умирает.

Бхаскара — первый!

Как мы знаем, польский ученый Николай Коперник выдвинул предположения о том, что Земля вращается вокруг Солнца, в 1543 году.Однако за 1000 лет до этого ведический астроном и математик Ариабхата утверждал то же самое: «Как человеку, плывущему на лодке, кажется, что деревья на берегах движутся, также и людям, живущим на Земле, кажется, что движется Солнце».

В работе под названием «Ариабхатия» ученый утверждал, что Земля круглая, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца и «висит» в космосе.Кроме того, он привел точные данные о размерах Земли и Луны.

Теория притяжения также была хорошо известна астрономам древности.Мудрец Бхаскара в знаменитом астрономическом трактате «Сурья-сиддханта» писал: «Объекты падают на Землю вследствие силы ее притяжения.Земля, Луна, Солнце и другие планеты держатся на своих орбитах также силой притяжения».
Заметим, что Исаак Ньютон открыл закон притяжения только в 1687 году.

В «Сурья-сиддханта» Бхаскара приводит время, необходимое Земле, чтобы обойти вокруг Солнца: 365,258756484 дня.Современные ученые принимают цифру 365,2596 дней.

Ригведа утверждала, что Луна — это спутник Земли.

«Будучи спутником Земли, Луна вращается вокруг своей материнской планеты и сопровождает ее во вращении вокруг отцовской планеты — Солнца.Всего в Солнечной системе 32 планеты-спутника.Луна — единственный спутник, имеющий собственную индивидуальную природу.Размер остальных спутников не превышает 1/8 размера своих материнских планет.Луна — единственный спутник очень большого размера».

Происхождение материи разъясняли Упанишады: «Из него (Абсолюта) произошло пространство, из которого произошел ветер, из ветра произошел огонь, из огня — вода, а из воды — земля».Это очень похоже на последовательность происхождения материи, как ее понимают современные физики: плазма, газ, энергия.жидкость, твердое вещество.

Удивительные памятники прошлого

От древней ведической цивилизации остались не только теоретические знания, а вполне конкретные следы материальной культуры.Храмовый комплекс Ангкор-Ват в джунглях Камбоджи посвящен богу Вишну и является одним из самых удивительных памятников ведической цивилизации.

Это самое крупное религиозное сооружение мира.Его площадь составляет 200 квадратных километров, а на его территории проживали 500 тысяч человек!
Как было создано это удивительное сооружение, до сих пор остается загадкой.Вот что пишет Йошинори Ивасаки, директор Геоисследовательского института в японском городе Осака:

«Начиная с 1906 года в Ангкоре работала группа французских реставраторов.В 1950-е французские специалисты попытались поднять камни на крутую насыпь.Но так как угол крутой насыпи составляет 40°, после того как была построена первая ступень высотой пять метров, насыпь разрушилась.Была предпринята вторая попытка, но с тем же результатом.

В конце концов французы отказались от идеи следовать историческим технологиям и установили бетонную стену внутри пирамиды, чтобы сохранить земляные сооружения.Сегодня нам неизвестно, как древние могли строить такие высокие и крутые насыпи».

Рядом с Ангкором находится огромное водохранилище Западный Барай.Размеры водоема составляют 8*2,1 километра, а глубина — пять метров.Сделано оно в незапамятные времена.Поражают точность границ водохранилища и грандиозность выполненных работ.Этот огромный водоем имеет четкие прямые границы, что нехарактерно даже для современных подобных сооружений.

Еще в одном храме, расположенном в деревне Лепакши в Индии (штат Андхра-Прадеш), имеется загадка, которая не дает покоя многим исследователям.В храме находится 69 обычных колонн и одна особенная — она не касается земли.Местные гиды для развлечения туристов просовывают под нее газету, чтобы показать — колонна действительно парит в воздухе.

Долгие годы эксперты пытались разгадать тайну висячей колонны.Например, британские инженеры в период колонизации Индии даже пытались выбить ее с места, но, к счастью, у них ничего не получилось.До сих пор, несмотря на передовые инженерные знания и современное оборудование, ученые не смогли раскрыть тайну висячей колонны, нарушающей законы гравитации.

Ведические писания, сохранившиеся до наших дней.Основные тексты по йоге, и почему с ними желательно ознакомиться.Н.Шаульская

Живёт на свете человек.И хорошо ведь живёт, и радуется.И всё-то у него как у людей.И семья, и дети, и работа, и квартира, и вечеринки по пятницам, и огород летом.Работа конечно, а как же? Телевизор ведь должен быть — плазма, машина приличная, еда на столе обильная.Да и отдых где-нибудь у тёплого моря.И, кажется, что так и должна протекать жизнь, ни добра особо никому, ну и зла ведь тоже.А только вдруг однажды, получает этот человек толчок откуда-то и начинает то одни статьи читать, то другие заметки, то фильм какой попадётся, противоречащий общепринятым жизненным принципам.И встают вопросы, как солдатики из шеренги, один за другим: А кто же Я? А зачем Я здесь? А почему у меня всё именно так? А одни ли мы во Вселенной? И понимает человек, исследуя ту-другую, не пропагандируемую телевизором, школой и рекламой сторону жизни.И тогда, оказывается, радоваться-то в своей жизни особо нечему: и то, от чего получал удовольствия, и к чему стремился, не так уж и правильно, не так уж и нужно этому человеку.И вот весь в сомнениях этот человек, весь в душевных муках.Вот тут перед человеком ищущим открывается дорожка.У каждого находится свой волшебный клубочек, который и ведёт человека по пути его развития.После относительно недолгих поисков меня такой клубочек привел к Йоге.На, вот она Йога — бери! Интернет тебе в помощь.Начала я заниматься йогой, даже и не подозревая, что кроме физического развития и фитнеса она из себя что-то ещё представляет.Начала заниматься одна, единомышленников у меня не было.Тянешь-тянешь за ниточку, а клубок-то распутываться начинает и ведёт тебя по этим йогическим знаниям всё глубже и шире.И вот ты уже потихоньку обрастаешь людьми, которые с тобой на одной волне, обретаешь новые для себя знания.Поражаешься и открываешь для себя людей, которые живут несколько другой жизнью, другими понятиями, и понимаешь, насколько тебе близко их мировоззрение и как отличается оно от мировоззрения окружавших тебя раньше людей.И опять становится легко и интересно жить, воспринимая происходящее с тобой совершенно иначе, благодаря за уроки сваливающиеся на тебя неприятности, принимая всех своих близких такими, какие они есть, сталкиваясь с их непониманием и даже неприятием тебя новой.

Йога меняет жизнь, а меняя свою жизнь, ты невольно и оказываешь влияние на жизнь других людей, находящихся с тобой во взаимодействии.Как понять несведущему человеку, что же всё-таки верно, правильно ли выбран твой путь, туда ли привёл тебя волшебный клубочек.Так вот, здесь верным доказательством правильного пути служат древние ведические писания.Беспокойный ум всё время требует доказательств, и ответы для этого беспокойного и не верящего ума дают ведические знания.И действительно, что ещё может служить доказательством правильности как не тысячелетия, через которые эти знания передавались из уст в уста, как великая мудрость, переданная нам предками.

Веды — это самые древние священные писания, которые известны людям Земли, посвящены они самым различным областям знаний, охватывают все сферы человеческой жизни, а также повествуют об устройстве Вселенной и о сферах, которые не являются материальными: тонких мирах, энергетических полях, планетах низших и высших миров.Веды — это многоуровневое знание, смысл которого — сделать жизнь человека в этом мире более гармоничной и осознанной.Веды — вот подлинное образование.Мы тратим много времени своей жизни на обучение в школах и университетах, но, получив множество дипломов, мы так и не получаем ответы на важнейшие вопросы: Кто Я? Почему я так страдаю? В чём смысл жизни? Веды начинают именно с ответа именно на эти, главные, вопросы.

До нас дошли так называемые четыре Веды, которые разъясняют жизненные принципы, основы мироздания.Упанишады являются дополнениями к текстам Вед.Итьяхасы — это повествования о жизни и событиях, объединяющие в себе связанные истории, например Махабхарата и Рамаяна.Пятой Ведой считается Махабхарата.Это огромное повествование о знаменитой династии, правящей во времена, предшествующие Кали-Юге.Его автором считается великий мудрец Вьяса.О Махабхарате говорят, что это «лучшее из повествований, разнообразное по стихам и главам, наделённым тонким смыслом.Это сказание богато благостными словами, божественными и мирскими предписаниями».В этой поэме много поучительно-воспитательных рассуждений и предписаний, на которые должны опираться и простые люди, и те, кто решает судьбы этих людей.Меня лично поразило в этом произведении отношение людей к слову.Восхищает, насколько бережно и продуманно относились к нему люди в те времена.Если это обещание, данное своей матери, то нарушение его подобно нарушению дхармы; если клятва — то на всю жизнь.Не было смысла хитрить перед собой, так как тогда ещё люди понимали, что есть высший судья, от которого никакой хитростью не утаить ни обман, ни нечистые помыслы.

Поэма Рамаяна, созданная, согласно легенде, известным поэтом Древней Индии по имени Вальмики, — это сказание о подвигах светлого героя Рамы, всегда и неизменно восстававшего против всяких проявлений зла и неправды и боровшегося с ними всеми силами, всем напряжением духа, готового всегда пожертвовать для победы своим счастьем и своей жизнью.Этот идеальный великий воин — образец высших качеств, вечный пример жизни и поведения, которому должны следовать все.

Йога Васиштха представляет собой сборник бесед между мудрецами, собравшимися во дворце принца Рамы, чтобы передать ему духовное знание.Йога Васиштха состоит из примерно 30 000 шлок и из коротких поучительных историй.Знакомясь с этим трудом, поражаешься насколько он современен и актуален и в наши дни, несмотря на то, что написан он в весьма давние времена.Сколько пользы для саморазвития и самоосознания можно извлечь из него, узнать о возникновении и разрушении миров.

Из ведической литературы человечеством почерпнуты и знания о йоге, говорится о проявлении йоги одновременно с творением материального мира.Классическими текстами по йоге считаются Йога-сутры Патанджали, Хатха-йога Прадипика.

Такие произведения, дошедшие до нас, как Махабхарата, Рамаяна, Йога Васиштха, раскрывают каноны праведной жизни, учат человеколюбию, всем известно, что Веды являются основой представлений о величии богов и о необходимости ежеминутно сверять с ними свою жизнь.Тем более актуально это для нашего общества, пережившего Советский период и растерявшего самое святое в себе: веру и любовь к Богу.Конечно, на сегодняшний день пока ещё мои знания неполны и обрывисты.Махабхарата из сериала, Рамаяна — из сокращенного повествования, Йога Васиштха — из аудиоверсии.Я — только в начале пути.И я считаю себя не вправе даже выражать своё мнение об этих произведениях, так как знакомство с ними считаю пока ещё очень поверхностным.Но судя по тому, какие знания несут эти древние произведения, как они знакомят нас с основными понятиями о Йоге, по тому, как при слушании и чтении выдержек из Бхагавад Гиты текут слезы, как щемит сердце, это ли не является внутренним принятием, осознанием правильности этих утверждений? Ты чувствуешь, вот оно нашлось, снова обретено то, что ты когда-то уже знал, что когда-то уже было в твоём сознании, плачешь от радости обретения, от встречи вновь с этими знаниями.Я теперь знаю, где искать ответы на свои вопросы, и буду изучать ведическую литературу дальше и извлекать всё новые и новые знания из неё.Безусловно, каждый, кто соприкасается с этими ведическими произведениями, начинает меняться в лучшую сторону.Изучая Веды, найдёт и в себе частицу Бога.Научится настоящей любви и состраданию.Любви к людям, к родной планете, ко всем живым существам.К принятию всех и вся, таковыми каковы они есть.Придя через йогу к Ведам, думаю, что каждый через Веды придёт к себе.

Веды — самые древние священные тексты

Веды (в переводе с санскрита знание, учение) – самые древние священные тексты индуизма, написанные на санскрите.Веды включают четыре писания (Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа), которые относятся к категории шрути (услышанное).

Основной частью Вед являются самхиты – сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.Содержащиеся в Ведах мантры, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны.Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворенными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов.Сведения об авторстве указаны в анукрамани.

История происхождения

Веды считаются одними из самых древних священных писаний в мире.Сначала они передавались устно из поколения в поколение, и до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.

В индуизме считается, что в начале каждого космического цикла, сразу после сотворения Вселенной, Брахма (Бог-Творец) получает ведийское знание.В конце космического цикла ведийское знание уходит в непроявленное состояние, а затем появляется вновь в следующем цикле творения.Великие риши (мудрецы) получают это знание и передают его в устной форме на протяжении миллионов лет.

Индуисты считают, что более 5000 лет назад, сохранившаяся часть ведийского знания была записана и разделена на четыре Веды великим мудрецом Вьясой (Ведавьясой), который также изложил основную его суть в форме афоризмов Веданта-сутры.

Каждую Веду Вьяса передал для упорядочения одному из своих учеников.Пайла упорядочил гимны Ригведы.Мантры, которые использовались в религиозных и общественных церемониях, были собраны Вайшампаяной в Яджурведе.Гимны Самаведы собрал Джаймини.Атхарваведа, представляющая собой собрание гимнов и чар, была упорядочена Сумантой.

Предположительно Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет.Он начался с составления Ригведы около XVI века до н.э.и завершился в V веке до н.э.Однако, так как Веды записывались на недолговечном материале (пальмовых листьях, древесной коре), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет.

На данный момент Веды — самое древнее философское учение, которое было привнесено в Индию Ариями.Веды — это очень сильное, могущественное, сверхлогичное и гуманистическое знание! В «неправильных» руках это знание может превратиться в страшный яд, в «правильных» руках — оно может стать спасением человечества.Долгое время эти знания находились под охраной жрецов-брахманов.Веды содержат в себе Великую Истину.Существует мнение, что веды это наследие древнейшей высокоразвитой цивилизации, которое дошло до наших дней.

Что же из себя представляют Веды? Почему это знание держалось в тайне? Откуда изначально появилось это знание, кто написал Веды? Как шла передача знания? Посмотрев видео, вы приблизитесь к пониманию того, что содержит в себе это таинственное и могущественное ведическое знание.

Основные тексты Вед

Веды включают в себя четыре самхиты (сборника мантр):

1.Ригведа (Веда гимнов) состоит из гимнов-мантр, предназначенных для повторения главными священниками.

Ригведа считается древнейшим сохранившимся индийским текстом, из которого остальные три Веды заимствовали часть материала.Ригведа состоит из 1 028 гимнов на ведийском санскрите и 10 600 текстов, которые разделены на десять книг, называемых мандалы.Гимны посвящены ригведийским богам, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Рудра, Варуна, Савитар и другие.Все мантры Ригведы были открыты 400-ам риши, 25 из которых были женщинами.Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке.

Ученые считают, что книги Ригведы составлялись поэтами из различных групп священников в течение пятисотлетнего периода.По мнению Макса Мюллера, Ригведа была составлена в период с XVIII по XII век до н.э.в районе Пенджаба.Другие исследователи указывают более поздние или более ранние даты, а некоторые полагают, что период составления Ригведы не был столь продолжительным и занял около одного столетия между 1450-1350 годами до н.э.

Существует большое лингвистическое и культурное сходство между Ригведой и ранней иранской Авестой.Это родство уходит корнями в праиндоиранские времена и ассоциируется с Андроновской культурой.Самые древние колесницы, запряженные лошадьми, были обнаружены в Уральских горах и приблизительно датируются началом II тысячелетия до н.э.

2.Яджурведа (Веда жертвенных формул) содержит мантры, предназначенные для священников-помощников адхварью.

Яджурведа состоит из 1984 стихов, частично заимствованных и адаптированных из Ригведы и изложенных в прозе.Мантры Яджурведы имеют практическую цель — каждая мантра предназначена для использования во время определенной части ритуала жертвоприношения.Мантры этой Веды были составлены для всех ведийских обрядов, а не только для ритуала Сома, как в Самаведе.

Существует две основных редакции этой Веды — Шукла Яджурведа и Кришна Яджурведа.Происхождение и значение этих редакций точно неизвестны.В Шукла Яджурведе содержатся исключительно тексты и формулы, необходимые для совершения жертвоприношений, а их пояснение и философское толкование выделены в отдельный текст Шатапатха-брахману.Этим она сильно отличается от Кришна Яджурведы, в которой объяснения и толкования мантр интегрированы в основной текст и обычно следуют сразу же после каждой мантры.

3.Самаведа (Веда песнопений) содержит мантры, предназначенные для повторения священниками-песнопевцами удгатри.

Самаведа состоит из 1875 стихов, большинство из которых заимствовано из Ригведы.Ригведийские тексты изменены и адаптированы для воспевания, некоторые из них повторяются несколько раз.

Самаведа служила как сборник гимнов для священников-певчих, принимавших участие в литургии.Священников, которые воспевали гимны из Самаведы во время ведийских ритуалов, называли удгатри, словом, которое происходит от санскритского корня уд-гай («петь» или «воспевать»).В использовании гимнов в литургиях ключевую роль играл стиль воспевания.Каждый гимн должен был воспеваться согласно строго определенной мелодии — отсюда и название этой Веды (саман в переводе с санскрита — мелодия восхвалительной песни или гимна).

4.Атхарваведа (Веда заклинаний) представляет собой сборник мантр-заклинаний.

Атхарваведа состоит из 760 гимнов, пятая часть из которых является общей с Ригведой.Большинство текстов — метрические, и только некоторые разделы написаны в прозе.По мнению большинства ученых, Атхарваведа была составлена около X века до н.э., хотя некоторые ее части датируются ригведийским периодом, а некоторые — даже древнее Ригведы.

В Атхарваведе содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвященные помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения.Одно из современных названий Атхарваведы – Атхарва-Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии.

Лингвистически, мантры этой Веды относятся к самым древним образцам ведийского санскрита.В отличие от остальных трех Вед, мантры Атхарваведы не имеют прямого отношения к торжественным жертвоприношениям.Ее первая часть состоит в основном из магических формул и заклинаний, которые посвящены защите от демонов и бедствий, исцелению болезней, увеличению продолжительности жизни, осуществлению различных желаний и достижению определенных целей в жизни.Во второй части содержатся философские гимны.В третьей части Атхарваведы в основном содержатся мантры, предназначенные для использования во время проведения свадебных обрядов и похорон.

Дополнительные тексты

Веды состоят из основных текстов (Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа), которые называются самхиты.К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы (гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов), араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады (философские тексты).Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах.В отличие от основных текстов эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

Самхиты и брахманы относят к категории карма-канды (обрядового раздела), тогда как араньяки и упанишады принадлежат к категории джнана-канды (раздела о знании).В то время как самхиты и брахманы сосредоточены на ритуальных практиках, основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия.В них, в частности, обсуждается природа Брахмана, атман и реинкарнация.Араньяки и упанишады являются основой веданты.

Предлагаем дополнительно посмотреть лекцию Ильи Журавлева, в которой он знакомит слушателей с древнейшей философией, описанной в Ведах, Упанишадах, Пуранах, Тантрах и других древнейших источниках по йоге.Описание чакр, мудр, йоговских практик (асаны, пранаямы, медитация) в древних текстах.Отличие древних и современных практик.

Упанишады — древнеиндийские трактаты религиозно-философской тематики.Являются продолжением Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути («услышанных свыше, богооткровенных»).В них в основном обсуждается духовная философия, медитация, вопросы Бога, души, кармы, перевоплощения, развития сознания, освобождения от страданий.Эти написанные на санскрите произведения характерны глубиной и поэтичностью изложения, и отражают мистический опыт йогов древности.На лекции Ильи Журавлева рассматриваются основные сюжеты, идеи и термины, основные практики, описанные в этих древнейших трактатах по йоге.

Другие послеведийские тексты, такие как «Махабхарата», «Рамаяна» и Пураны не относятся к ведическими писаниям, хотя в некоторых направлениях индуизма позиционируются как пятая Веда.

Также существует категория текстов, называемых термином «упаведа» («второстепенное знание»).Этот термин используется в традиционной литературе для обозначения ряда специфических текстов, которые не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения.Сюда входят:

Аюрведа — «медицина», примыкает к «Атхарваведе».
Дханурведа — «боевые искусства», примыкает к «Яджурведе».
Гандхарваведа — «музыка и священные танцы», примыкает к «Самаведе».
Астра-шастра — «военная наука», примыкает к «Атхарваведе».

В других источниках, к упаведам причисляются также:

Стхапатья-веда — архитектура.
Шилпа-шастры — искусство и ремесла.

Кладовая псевдоведической мудрости

Рассказываем о ведических женщинах и мужчинах и даём врачам прокомментировать околоведическую мудрость.

Веды — это та удивительная вещь, о которой все знают, но которую почти никто не видел.Ресурсы, называющие себя ведическими, предлагают весьма пёстрый контент: 5 заповедей идеального мужа, афоризмы, выхваченные из древних текстов, видео с мастер-классами по йоге и фото аюрведческих блюд.Однако центральная тема — это полезные советы для женщин, которые жаждут жить правильно, то есть в русле патриархальной традиции.

Все тропинки псевдовед, по сути, ведут к единственному большому пути — замужеству.Это ведь элементарно: жена вдохновляет мужа красотой и покорностью, а муж борется во имя добра и света, любуясь женой и зарабатывая деньги.

Читайте также :

Психолог межличностных отношений Руслан Нарушевич, ссылаясь на ведические тексты тысячелетней давности, советует родителям подбирать избранников для дочерей уже с 16 лет, в противном случае беды не избежать: девушка поступит в институт, получит образование, пойдёт работать — в общем, займётся саморазрушением.

Кстати, знали ли вы о том, что освоение научных степеней женщинами — свидетельство безбрачия? Нарушевич объясняет это просто: дама, которая пассивно ждёт принца на белом коне, растрачивает зря свою огненную энергию на бесконечное обучение.

Хотя, надо отдать должное, замужество — это, согласно ведическим учителям, вовсе не ублажение мужчины.Напротив: выйти замуж — значит подготовить себе комфортную жизнь, приручив мужчину, этого неугомонного охотника, нежностью и послушанием и заставив его содержать себя.Иными словами, бесконечные уловки и обман.

И если притворяться легкомысленной дурочкой — это мастерство ведической женщины, то обязанность ведического мужчины — быть дурачком, который клюёт на эти хитрости в обмен на возможность потешить своё самолюбие.

Любопытно, что советов о том, как поступать последовательнице вед, если все её ухищрения не помогают избавиться от рукоприкладства мужа или увеличить его доход, не существует: если у дамы есть длинная коса и длинная юбка, если она исправно готовит вкусные обеды и прихорашивается для своего избранника, таких казусов в семье возникнуть просто не может.

И вообще, если вы живёте согласно традиции, все ваши проблемы от лени — мало готовите, мало ухаживаете за собой, мало внимания уделяете мужу.Ольга Валяева степеней и званий не имеет, что не мудрено: она ведь женщина, свободная от пут профессии и трудовой деятельности.И тем не менее, писательница и путешественница (так себя определяет эта ведическая целительница душ) пускается давать ценные советы о том, как избавиться от депрессии, распространённого психического расстройства.Надо всего-навсего:

сделать уборку в доме: и от деструктивных мыслей отвлечётесь, и полезным делом займётесь;

прогуляться: всего 40 минут физической активности — и вырабатывающиеся гормоны удовольствия снизят беспочвенную тревожность;

поиграть с детьми: они такие забавные, а смех продлевает жизнь;

надеть платье с длинной юбкой в пол, в котором когда-то вы чувствовали себя такой счастливой: возможно, этот женский каприз избавит вас наконец от суицидальных мыслей.

Смешались в кучу веды, люди

Читайте также :

Конечно, называть весь этот паноптикум ведами можно лишь с долей иронии.

Веды — древнеиндийский литературный памятник, долгое время существоваший в устной форме: записываться веды стали лишь в конце XVI века до нашей эры.Вопреки стереотипным представлениям, веды, «формировавшиеся» почти тысячелетие, неоднородны: в четырёх основных книгах — и гимны, восхваляющие богов, и заговоры, и напевы для религиозных церемоний, и мантры для жертвоприношений.Однако мало кто читает сами тексты — в основном, довольствуются субъективными комментариями к ним, которые разъясняют, как надо понимать сложнометафорические конструкции.

А где здесь нежная и робкая ведическая женщина? Может быть, в проклятии на лишение мужской силы из Атхарваведы? Или в аллегорических строках в духе «страстные пальцы возбуждают страстного, словно жёны из одного дома — собственного мужа.Сёстрам понравились чёрная и алая, как коровам — ярко вспыхивающая заря…»? Или в прелестном самовосхвалении женщин из Ригведы:

Мифологический образ мягкой и ласковой жены был создан не столько ведами, сколько другими религиозными писаниями, коих великое множество, да школами, толкующими веды, — коих тоже великое множество.

Любопытно, что при этом читать ведические мудрости женщинам строжайше запрещалось.Видимо, поэтому сегодня тайное знание преподносят устно, на популярных лекциях, сомнительные учителя, которые едва ли сами знакомы с текстами не то что оригинала (или ютуб-гуру знают санскрит?), но хотя бы профессионального перевода.Какая разница, о чём вещать, если людям нравится?

Так и получается, что смиренная ведическая женщина — плод вольных фантазий интерпретаторов, а истинно ведическим женщинам, кажется, жилось даже лучше, чем современным индианкам.

Советы доктора Торсунова

Но, может быть, мы зря набросились на популяризаторов ведического знания? Вдруг в их советах можно найти истину, если очистить их от эзотерики?

Мы выбрали несколько утверждений ведического специалиста и кандидата медицинских наук Олега Торсунова о работе гормональной системы, а затем спросили у специалистов клиники доказательной медицины «Рассвет», насколько эти утверждения соотносятся с медицинской реальностью.Итак:

Нет курению: оно нарушает гормональный фон.

Древнейшее знание на Земле — книга мудрости Веды

Веды — руководство к действию

Кто написал Веды и для кого?

Структура книги мудрости

Веды — мать всех Писаний

Философские принципы ведической литературы выдержали испытание временем.Веды — источник мудрости не только для индийцев, но и всего человечества.К этой великой книге обращаются по самым разным вопросам.Веды знают секрет счастливой семьи и долголетия, приоткрывают завесу над тайнами истории и происхождения Вселенной.А Альберт Эйнштейн специально выучил санскрит, чтобы прочесть тексты с описанием законов физики.

Мертвый язык, живые знания

Веды — руководство к действию

Веды — самое раннее литературное произведение индоарийской цивилизации.И самая священная книга Индии.В ней содержатся оригинальные писания индуистских учений, содержащие духовные знания, которые охватывают практически все аспекты жизни.

Очередной виток сансары нужно прожить легко

Значение слова «Веда» — мудрость, знание, видение.Это проявление языка богов в человеческой речи записано на санскрите.Правила Вед регулируют социальные, юридические, религиозные, внутренние обычаи и традиции индусов от седой древности до наших дней.

Юный брахман постигает мудрость Вед

Веды также очень подробно описывают устройство материального мира с его законами физики, химией, астрономией.Почему тогда считаются священными? Потому что у всего, что существует, есть свои причины и источники.Главная причина появления нашего мира — желание и повеление Бога, нашего создателя.

Чтобы быть счастливыми индийцам многого не нужно

Кто написал Веды и для кого?

Доподлинно неизвестно, когда появились самые ранние части Вед.Но, похоже, это один из самых ранних письменных документов мудрости.Поскольку древние индуисты редко сохраняли исторические данные о своей религиозной, литературной и политической жизни, трудно точно определить возраст Вед.Историки построили множество догадок, но никто не гарантирует точность.Считается, однако, что самый ранний текст отсылает нас к примерно 1700 году до н.э.

Может быть это знания предыдущей развитой цивилизации?

Традиция гласит, что люди не составляли почитаемые композиции Вед.Что это Бог научил мудрецов ведическим гимнам, а уже те затем передавали их через поколения в устной стихотворной форме.Другая традиция предполагает, что Веды были «раскрыты» мудрецам — провидцам.Записал Веды и собрал в книгу Вьяса Кришна Двайпайана во времена Господа Кришны (около 1500 г.до н.э.)

Жить в гармонии с окружающим миром учит священная книга

В те далекие времена люди могли постичь Веды лишь единожды услышав их.Современный хомо сапиенс не настолько разумен.Принять Веды нам, живущим в Кали-югу, просто читая строку за строкой, нереально.Они открываются лишь тем, кто идет по пути духовного развития.Их великая мудрость доступна для всех, кто жаждет саморазвития и духовного самосовершенствования.

На все в этом мире есть причина

Структура книги мудрости

Веды подразделяются на четыре тома.Они известны под общим названием «Чатурведа».

  1. Ригведа — Книга Мантры.Считается главным текстом.Эта коллекция вдохновляющих гимнов и песен считается основным источником знаний о социальной, религиозной, политической и экономической жизни древней цивилизации.
  2. Сама Веда — Книга Песни.Сокращенная версия Ригведы.По словам ведического ученого Дэвида Фроули, если Риг Веда — это слово, Сама Веда — это песня, музыка, смысл.
  3. Яджурведа — Книга Ритуала.Служит практическим путеводителем для священников, совершающим жертвенные действия.Похожа на «Книгу мертвых» древнего Египта.
  4. Атхарва Веда — Книга Заклинаний.Кардинально отличается от предыдущих трех Вед по форме, содержанию.Проясняет законы истории и социологии.Атхарва Веда состоит из заклинаний, распространенных в свое время и изображает более ясную картину ведического общества.

Сама Веда — мелодичная концентрация мудрости Ригведы

Каждая из Вед подразделяется на четыре части:

  • Самхиты — коллекция мантр (гимнов)
  • Брахманы — ритуальные тексты о религиозных обязанностях
  • Араньяки (лесные тексты) — объекты медитации для мистиков-аскетов
  • Упанишады («Веданта») — заключительные части Веды, содержащие сущность ведических учений
  • Книга ритуалов предписывает как и когда совершать религиозные обряды

    Также в Веды входят 18 исторических писаний (пуран) и такие великие эпические произведения как «Махабхарата» и «Рамаяна».

    Веды — мать всех Писаний

    Хотя Веды редко читаются сегодня даже благочестивыми, они, без сомнения, составляют основу универсальной религии, за которой следуют все индуисты.Упанишады, однако, читаются серьезными учениками религиозных традиций и духовности во всех культурах и рассматриваются как основные тексты мудрости человечества.Индусы руководствовались священной книгой веками.И будут продолжать делать это на протяжении последующих поколений.Веды навсегда останутся всеобъемлющим и универсальным индуистским писанием и книгой мудрости человеческой цивилизации.

    Веды – мудрость веков, дошедшая до наших дней

    Веды (из санскрита – «знание», «учение») – это собрание древних священных писаний индуизма, которые были записаны на санскрите.

    Индийские веды долгое время передавались в устной стихотворной форме.Они не имеют авторов, так как были «ясноуслышаны» святыми мудрецами.Веды апаурушея – несотворённые человеком, санатан – вечные, богооткровенные писания.

    Этимология

    Санскритское слово veda означает «знание», «мудрость» и происходит от корня vid–, «знать», родственного праиндоевропейскому корню ueid–, означающего «ведать», «видеть» или «знать».

    Как существительное слово упоминается в «Риг–веде».Оно родственно праиндоевропейскому ueidos, греческому «аспект», «форма», английским wit, witness, wisdom, vision (последний от латинского video, videre), немецкому wissen («знать», «знание»), норвежскому viten («знание»), шведскому veta («знать»), польскому wiedza («знание»), латинскому video («я вижу»), чешскому vim («я знаю») или vidim («я вижу»), голландскому weten («знать»), белорусскому веды («знания») и русскому ведать, изведать, разведать, отведать, заведовать, ведение, ведун, заведующий, невежда, невежество.

    Датировка и история написания Вед

    Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире.Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет.Он начался с записи «Риг–веды» около XVI века до н.э., достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н.э.Большинство учёных сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.

    Из–за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет.Древнейшие манускрипты «Риг–веды» датируются XI веком.В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.

    Индийский брахман Бал Гангадхар Тилак (1856–1920), получивший европейское образование, обосновал концепцию, что Веды были созданы примерно за 4500 лет до н.э.Аргументы Б.Г.Тилака основаны на филолого–астрономическом анализе текста Вед.Выводы автора таковы: та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара.В наши дни арктическая гипотеза сформулированная Тилаком находит всё больше поддержки среди учёных.

    Классификация (деление)

    1.Четыре Веды

    Первоначально существовала одна Веда – Йаджур–веда – и она передавалась изустно, от учителя к ученику.Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна–Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали–йуги.Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг–веду, Сама–веду, Йаджур–веду, Атхарва–веду и поручил эти части своим ученикам.

    1. Риг–веда – Веда гимнов
    2. Сама–веда – Веда песнопений
    3. Яджур–веда – Веда жертвенных формул
    4. Атхарва–веда – Веда заклинаний

    Ригведа (веда гимнов) – состоит из 10522 (или 10462 в другой версии) шлок (стихов), каждая из которых написана в определённом стихотворном размере, таком как гаятри, ануштуп и т.д.Эти 10522 стихов–мантр сгруппированы в 1028 сукт (гимнов), которые, в свою очередь, сгруппированы в 10 мандал (книг).Размер этих мандал неодинаков – например, во 2–ой мандале содержится 43 сукты, в то время как в 1–ой и в 10–ой – по 191 сукте.Стихи Ригведы на санскрите называются «рик» – «слово просветления», «ясноуслышанное».Все мантры Ригведы были открыты 400–ам риши, 25 из которых были женщинами.Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке.Ригведа в основном посвящена гимнам–мантрам, восхваляющим Господа и Его различные воплощения в форме божеств, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Варуна, Савитар и другие.Из божеств Троицы в Ведах в основном упоминается только Брахма (Брама, Господь–Творец), который в Ведах персонифицируется фактически как Сам Брахман (Бог).Вишну и Шива на момент записи Вед упоминаются только как второстепенные божества.Фактический текст – Ригведа–самхита.

    Самаведа (веда песнопений) – сформирована из 1875 стихов, и большая ее часть, около 90%, дублирует гимны Ригведы.Гимы Ригведы отбирали для Самаведы по мелодичности звучания.Самаведа включает в себя мантры, которые служат для повторения священниками – песнопевцами удгатри.

    Яджурведа (жертвенные формулы) – веда, состоящая из 1984 стихов, содержит мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов.Позже из–за противоречий между многочисленными философскими школами Яджурведы она была разделена на Шуклаяджурведу (Светлая Яджурведа) и Кришнаяджурведу (Тёмная Яджурведа), и таким образом Вед стало пять.На момент записи Яджурведы из 17 имевшихся в древности сакх (ветвей) Шуклаяджурведы осталось 2; из 86 ветвей Кришнаяджурведы – 4.Примерно такое же соотношение утраченных текстов относится и к другим Ведам.В Атхарваведе, состоящей из 5977 шлок, содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвящённые помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения.Одно из современных названий Атхарваведы – Атхарва–Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии.Так возникли четыре Веды, хотя иногда говорят о пяти Ведах с учётом разделения Яджурведы на Шуклаяджурведу и Кришнаяджурведу.

    Атхарваведа (заклинания и заговоры) – веда жреца огня Атхарвана – самое древнее собрание индийских заговоров, сложенное из 5977 шлок, и созданное приблизительно в начале I тысячелетия до н.э.Атхарваведа не похожа на другие в том, что отражает бытовые стороны жизни древнейших людей, населявших Индию.Она повествует не о богах и мифах с ними связанных, а о человеке, его страхах, болезнях, его социальной и личной жизни.

    2.Деление Вед на Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады

    Все индийские веды состоят из основного текста – самхит, а также трёх дополнительных разделов: брахман, араньяк и упанишад.Эти дополнительные разделы большинство ведических учёных не считают частью текстов вед.Самхиты (основной текст) и брахманы относят к категории карма–канды, так называемого обрядового раздела.Араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады относятся к категории джняна–канды – разделу о знании.Самхиты и брахманы направлены на ритуальные практики, а основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия.Араньяки и упанишады являются базой веданты – одной из теистических школ индуистской философии.

    Самхиты – сборники мантр, представленных в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т.д.; обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином «девы», что в буквальном переводе означает «светящиеся», «сияющие» и часто переводится как «небесные существа», «полубоги» или «ангелы».Основными девами ведического пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Индра, Агни и Варуна.К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады.Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах.В отличие от основной самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

    Брахманы – гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов.Они представляют собой ритуальные тексты, воспроизводящие детали жертвоприношений и говорящие о смысле жертвенного ритуала.Они связаны с самхитой одной из вед и представляют собой отдельные тексты, за исключением Шукла Яджур–веды, где они частично вплетены в самхиту.Важнейшая из брахман – Шатапатха–брахмана, которая принадлежит Шукла Яджур–веде.Брахманы также могут включать в себя араньяки и упанишады.

    Араньяки – заповеди, созданные для отшельников, ушедших в лес.Соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался размышлениям.Каждая Араньяка как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из трех вед.Например, к традиции Ригведы принадлежит Айтарея–брахмана, а к ней примыкает Айтарея–араньяка из 5 книг; с Яджурведой связана Шатапатха–брахмана, в которой содержится Брихад–араньяка (Великая Араньяка).

    По содержанию, Араньяки, как и брахманы, раскрывают космологический смысл ведийского ритуала.Наряду с толкованием его деталей, в Араньяках содержатся богословские рассуждения об их глубинной сущности, о ритуале как механизме достижения бессмертия или познания Божественного начала.В Араньяках также можно найти представление о возможности замены «внешнего» ритуала «внутренним» (например, учение о «внутренней агнихотре» в Шанкхаяна–араньяке).

    Сохранилось 4 Aраньяки: Айтареяараньяка, Каушитаки (Шакхаяна) араньяка, Тайттирияараньяка и Брихадараньяка.

    Упанишады – это философские тексты, написанные на санскрите, которые являются итогом учения отдельных глав четырёх вед.Они учат нас не только принципам Атмавидьи (знания Атмана), но и освещают, как практически их постичь.Слово «упанишада» означает «постижение» и применение на практике начальных истин.Каждый текст связан с той ведой, в которой он встречается.Поучения упанишады часто подаются в контексте соответствующего ведического гимна или ритуала.Вместе взятые, упанишады имеют общее название «веданта».Они составляют раздел, относящийся к Высшей Мудрости.В традициях веданты упанишады упоминаются как богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта).Ранее насчитывалось 1180 упанишад, но, по прошествии веков, многие из них были забыты, и до наших дней дошли только 108.Десять упанишад приобрели особое значение как главные, или приближенные к «каноническим» упанишады.Оставшиеся 98 упанишад дополняют их и дают представление о различных вопросах миропознания.

    По мнению учёных, составление брахман, араньяк и основных упанишад канона «мукхья» завершилось в конце ведического периода.Остальные упанишады, принадлежащие к канону «муктика», были составлены уже в послеведический период.

    К писаниям на ведическом санскрите также принадлежат некоторые сутры, такие как веданта–сутры, шраута–сутры и грихья–сутры.Учёные считают, что их составление (около VI века до н.э.), вместе с появлением Веданг, ознаменовало конец ведического периода, после которого начали появляться первые тексты на классическом санскрите в период Маурьев.

    3.Деление на Шрути, Смрити и Ньяя

    Традиционным является также деление ведических писаний на три группы:
    Шрути, Смрити и Ньяя – услышанное, запомненное, выведенное логически.

    Шрути (то, что постигают путём слушания): это 4 Веды (Риг-веда, Сама–веда, Яджур–веда, Атхарва–веда) и Упанишады – по преданию, были изначально получены Брахмой от Высшего Бога.Впоследствии были записаны на жреческом языке санскрите.

    Смрити (то, что надо запомнить) – традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено.Термин обычно используется по отношению к текстам, дополняющим шрути – изначальные ведические писания.Существует много вариантов классификации писаний смрити.Как правило, к смрити принято относить:

    1. Дхарма–шастры – сборники древнеиндийских законов, правил и предписаний, регламентирующих личную жизнь человека и содержащих правовые, религиозные, морально–этические и другие нормы поведения.Состоят из 18 книг.Каждая книга соответствует определённой временной эпохе.
    2. Итихасы или истории, сказания.Состоят из 4 книг.К их числу принято относить эпосы «Махабхарату» и «Рамаяну».
    3. Пураны или древние былины.Состоят из 18 книг.Дополнительные священные писания индуизма, в которых Вишну, Кришна или Шива превозносятся как Верховные формы Бога.
    4. Веданга состоит из 6 категорий текстов: Шикша, Вьякарана, Чандас, Нирукта, Джьотиша и Калпа.
    5. Агамы или доктрины.Делятся на три основные части: вайшнавские, шиваитские, ишакта.Другой вид их категоризации: Мантра, Тантра, и Янтра.

    Смрити были записаны на разговорном санскрите (лаукика–санскрите).

    Ньяя – логика (Веданта–сутра и другие трактаты).

    Дхарма–шастры

    Вишну–смрити – одна из наиболее крупных дхармашастр.

    Ману–смрити также известна как Ману–самхита, Манава–дхармашастра и Законы Ману – памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества – Ману.Является одной из девятнадцати дхарма–шастр, которые входят в литературу смрити.

    Итихасы

    Махабхарата – (Великое сказание о потомках Бхараты, по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) – величайший древнеиндийский эпос.

    Одно из крупнейших литературных произведений в мире, Махабхарата представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро–дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 100 000 двустиший (шлок), что в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе.Махабхарата – источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго–Восточной Азии.В индийской традиции считается «пятой Ведой».Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в ней есть всё на свете.

    Бхагавад–гита (Божественная песнь)

    – памятник древнеиндийской литературы на санскрите, часть Махабхараты, состоит из 700 стихов.Бхагавад–гита является одним из священных текстов индуизма, в котором представлена основная суть индуистской философии.Считается, что Бхагавад–гита может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни.Часто Бхагавад–гиту характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно–философской традиции всего мира.

    Текст Бхагавад–гиты состоит из философской беседы Кришны и Арджуны, которая происходит на поле битвы Курукшетра, непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов.Арджуна – воин и один из пяти братьев–принцев клана Пандавов – перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников.Однако его колесничий – Кришна – убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и принца и излагая перед ним различные философские системы веданты и процессы йоги.Во время беседы, Кришна раскрывается перед Арджуной как Верховная Личность Бога, даруя Арджуне внушающее благоговение видение Своей божественной вселенской формы.

    К Кришне, оратору Бхагавад–гиты, в тексте обращаются как к Бхагавану (Личности Бога).Стихи, используя насыщенную метафоричность, написаны в традиционной санскритской метрике, которую обычно поют, отсюда и название, которое переводится как «Божественная песнь».

    На протяжении многих веков Бхагавад–гита является одним из самых почитаемых священных текстов и оказывает большое влияние на жизнь и культуру индийского общества.Повлияла она и на западную культуру, привлекая внимание таких выдающихся мыслителей, как Гёте, Эмерсон, Олдос Хаксли, Ромен Роллан и др.В России о Бхагавад–гите узнали в 1788 году, после того как её, впервые на русском языке, издал Н.И.Новиков.

    Рамаяна (Путешествие Рамы)

    – древнеиндийский эпос на санскрите, автором которого в традиции индуизма принято считать мудреца Валмики.Является одним из важнейших священных текстов индуизма канона смрити.

    Согласно традиции индуизма, действие Рамаяны происходит в эпоху Трета–юга, около 1,2 млн.лет назад.Учёными Рамаяна датируется IV веком до н.э.В ней повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы, чью жену Ситу похищает Равана – царь–ракшаса Ланки.В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы.Также как и Махабхарата, Рамаяна – это не просто обычная история.В ней содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией и бхакти.Персонажи Рамы, Ситы, Лакшманы, Бхараты, Ханумана и Раваны являются неотъемлемыми элементами культурного сознания Индии.

    Рамаяна состоит из 24 000 стихов (480 002 слов – около одной четверти текста Махабхараты, что в четыре раза больше Илиады), которые распределены на семь книг и 500 песен, называемых «канды».Стихи Рамаяны составлены в метре из тридцати двух слогов, который называется ануштубх.

    Семь книг Рамаяны:

    1. Бала–канда – книга о детстве Рамы.
    2. Айодхья–канда – книга о царском дворе в Айодхье.
    3. Аранья–канда – книга о жизни Рамы в лесной пустыне.
    4. Кишкиндха–канда – книга о союзе Рамы с обезьяньим царем в Кишкиндхе.
    5. Сундара–канда – «Прекрасная книга» об острове Ланка – царстве демона Раваны, похитителя супруги Рамы – Ситы.
    6. Юддха–канда – книга о битве обезьяньего войска Рамы с войском демонов Раваны.
    7. Уттара–канда – «Заключительная книга».

    Рамаяна представляет собой один из важнейших памятников древнеиндийской литературы, который оказал огромное влияние на искусство и культуру как Индийского субконтинента, так и всей Юго–Восточной Азии, где Рамаяна приобрела большую популярность начиная с VIII века.Рамаяна была переведена на большинство современных индийских языков.Идеи и образы эпоса вдохновляли практически всех индийских писателей и мыслителей от Калидасы до Рабиндраната Тагора, Джавархарлала Неру и Махатмы Ганди.

    Пураны (Древняя былина)

    – тексты древнеиндийской литературы на санскрите.В основном это писания послеведического периода, в которых описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология.Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма.Пураны в основном написаны в форме историй.В традиции индуизма составителем Пуран принято считать ведического риши Вьясу.

    Самое раннее упоминание о Пуранах содержится в «Чхандогья–упанишаде» (7.1.2), где к мудрецу Нараде обращаются как к итихаса–пуранам панчамам веданам.»Чхандогья–упанишада» даёт Пуранам и Итихасам статус «пятой Веды» или «Панчама–веда».В Риг–веде слово «пурана» упоминается много раз, но учёные полагают, что в данном случае оно используется просто в значении «древний».

    Существуют много текстов, которые называют «пураны».Наиболее значимыми из них являются:

  • Маха–пураны и Упа–пураны – основные пуранические писания.
  • Стхала–пураны – писания, в которых превозносятся определённые индуистские храмы.В них также описывается история создания храмов.
  • Кула–пураны – писания, в которых рассказывается о происхождении варн и связанных с этим историях.
  • В Индии Пураны переведены на местные языки и распространяются учёными–брахманами, которые их публично читают или рассказывают истории из них на особых собраниях, называемых «катха»,– странствующий брахмана останавливается на несколько недель в каком–нибудь храме и повествует истории из Пуран группам собирающихся специально для этой цели индусов.Эта религиозная практика в особенности характерна для традиций бхакти в индуизме.

    Бхагавата–пурана

    – также известна как Шримад–Бхагаватам или просто Бхагаватам – одна из восемнадцати основных Пуран, часть священных писаний индуизма категории смрити.

    В Бхагавата–пуране описываются истории различных аватар Бога в материальном мире, причём Кришна предстаёт не как аватара Вишну, а как верховная ипостась Бога и источник всех аватар.В Бхагавата–пуране также содержатся обширные сведения по философии, лингвистике, метафизике, космологии и другим наукам.Она открывает панораму исторического развития вселенной, повествует о путях самопознания и освобождения.

    В течение последнего тысячелетия Бхагавата–пурана является одним из основных священных текстов различных течений кришнаизма, где она рассматривается как четвёртый элемент в тройственном каноне основополагающих текстов теистической веданты, который состоит из Упанишад, Веданта–сутр и Бхагавад–гиты.Согласно самой Бхагавата–пуране, в ней изложена основная суть всех Вед и она является комментарием ведического мудреца Вьясы к Веданта–сутрам.

    Веданга

    Шесть вспомогательных дисциплин, относящихся к Ведам, традиционно называют Веданга (ответвления Вед).Учёные определяют эти тексты как дополнение к Ведам.Веданги объясняют правильное произношение и применение мантр в церемониях, а также содействуют правильной интерпретации ведических текстов.Эти темы излагаются в Сутрах, которые учёные датируют периодом, продолжавшимся от конца ведического и до появления Империи Маурьев.В них отразился переход от ведического санскрита к классическому санскриту.Шесть основных тем Веданги:

  • Фонетика (Шикша)
  • Метр (Чандас)
  • Грамматика (Вьякарана)
  • Этимология (Нирукта)
  • Астрология (Джьотиша)
  • Ритуал (Калпа)
  • 4.Деление по Кандам

    Ведические тексты делятся на три категории (канды), соответствующие различным этапам духовной зрелости души: карма–канда, гьяна–канда и упасана–канда.

    Карма–канда, к которой относятся четыре Веды и родственные писания, предназначена для тех, кто привязан к временным материальным достижениям и склонен к ритуализму.

    Гьяна–канда, в которую входят Упанишады и Веданта–сутра, призывают к освобождению от власти материи, посредством отречения от мира и отказа от желаний.

    Упасана–канда, к которой относятся главным образом тексты Шримад–Бхагаватам, Бхагавад–гиты, Махабхараты и Рамаяны предназначена для тех, кто желает постичь Личность Бога и обрести отношения со Всевышним.

    Упаведы

    Термин упаведа (второстепенное знание) используется в традиционной литературе для обозначения специфических текстов.Они не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения.Существуют различные списки предметов, которые относятся к Упаведе.Чаранавьюха упоминает четыре Упаведы:

  • Аюрведа – «медицина», примыкает к Риг–веде.
  • Дханур–веда – «боевые искусства», примыкает к Яджур–веде.
  • Гандхарва–веда – «музыка и священные танцы», примыкает к Сама–веде.
  • Астра–шастра – «военная наука», примыкает к Атхарва–веде.
  • В других источниках, к Упаведам причисляются также:

  • Стхапатья–веда – излагаются основы архитектуры.
  • Шилпа–шастры – шастра об искусстве и ремёслах.
  • Джйотир–веда – излагаются основы астрологии.
  • Ману–самхита – излагаются законы прародителя человечества Ману.
  • В Ведах можно найти также знания по логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д.Цивилизация многих народов в древности основывалась на Ведах, поэтому ее называют также ведической цивилизацией.

    Ответы на некоторые вопросы

    Что значит слово «мантра»?

    Мантра это описание поставленной цели.Иными словами, это то, что пробуждает и поддерживает манану, т.е.исследование с помощью ума.Слог «ман» означает процесс исследования, и слог «тра» означает «способность переправить, освободить, спасти».В общем, мантра – это то, что спасает, когда ум сосредотачивается на ней.Когда проводятся обряды и ритуалы жертвоприношения, человек должен постоянно напоминать себе об их смысле и значении.Для достижения этой цели нужно повторять мантры.Но сегодня люди, которые проводят эти ритуалы, читают мантры механически, не осознавая их смысла.Когда мантры произносятся таким образом, они не приносят плодов! Человек может извлечь полную пользу от повторения мантр, только при ясном понимании их смыла и значения.Каждая Веда состоит из множества шакх (частей), и ведический учёный должен понимать направление и цель каждой шакхи.

    В чём заключается суть Вед?

    Суть всех Вед можно сформулировать так:

  • Человек должен считать себя тем самым Высшим «Я», которое пребывает во всех людях и существах этого мира.
  • Помогай всегда, не вреди никогда.Люби всех, служи всем.
  • Что такое Упанишады?

    «Упа–ни–шад» – буквальный перевод звучит так: «рядом»(упа), «внизу»(ни), «сидящим» (шады).Упанишады – это то, чему учил учитель ученика, который сидел рядом с ним.Смысл этого слова можно также расшифровать так – «то, что позволяет человеку приблизиться к Брахману».Упанишады находятся в конце Вед, поэтому их также собирательно называют Ведантой.Упанишады называют эти три пути кармы, упасаны и джнаны тремя йогами.Суть карма йоги заключается в том, чтобы посвящать все свои действия Богу, или совершать все свои поступки в качестве подношения Господу, чтобы угодить Ему.Упасана йога учит, как любить Бога всем сердцем, сохраняя чистоту и гармонию мысли, слова и дела.Если человек любит Бога ради исполнения своих мирских желаний, это нельзя назвать настоящей упасаной.Это должна быть любовь ради самой любви.Последователи джнана йоги рассматривают всю вселенную как проявление самого Бога.Убеждённость в том, что Бог пребывает во всех существах в форме Атмы, называется джнаной.Если сравнивать Самхиты с деревом, то Брахманы являются его цветами,– это незрелые плоды, а Упанишады – это спелые фрукты.

    Зачем изучать Веды?

    Каждое из живущих в мире существ стремиться обладать желаемым и избежать нежелательного.Веды дают указания, как достичь успеха в обоих направлениях.То есть, они содержат предписания относительно праведных и неправедных действий.Если человек будет следовать этим предписаниям, избегая запретных действий, он обретёт благо и избежит зла.Веды рассматривают как материальные вопросы, так и духовные, как этот мир, так и потусторонний.По правде говоря, вся жизнь проникнута Ведами.Мы не можем не следовать этим предписаниям.Слово «Веда» происходит от глагола «вид», что означает «знать».Поэтому Веды содержат всё знание, всю мудрость.Человек отличается от животных тем, что наделён знанием.Без этого знания он будет лишь животным.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here