Церковь о смерти

Поговорим про Церковь о смерти - нюансы и особенности проблемы в 2019 году.

0
8

Церковь о смерти

Муж ушел и пропал без вести.Сына приговорили к расстрелу.Как же тут благодарить Господа?

Скорбеть и отчаиваться нельзя.У многих людей скорби.Мы должны помнить, что идет спасение человека.Человек живет, постоянно поднимается вверх по духовной лестнице, и Господь видит, что человек достиг самой высшей для него духовной точки.После нее он лучше не станет.Тогда-то и приходит человеческой жизни конец, Господь забирает его из этой жизни.Некоторых Он забирает в младенчестве, зная наперед, что если этого ребенка не забрать, он может много зла принести окружающим и себе.Порой Господь забирает в средних годах, а многих в старости — когда человек созреет.Как в саду — яблоня стоит, и яблоко, созревая, падает.Время пришло.Так и человек — дожил до определенного возраста, дальше он уже лучше не будет, его и забирают из этой жизни.Надо помнить об этом, не роптать на Господа, а сказать: «Господи, да будет святая воля Твоя».

Объясните, что происходит с моей знакомой: у нее погиб сын, он был некрещеным.Каждую ночь, в час его смерти она просыпается.

Одни люди умирают в юных летах, другие — в средних, а иные — в старости.Господь призывает к Себе всех, но не все к Нему приходят, а если приходят, то все идут по-разному.Сколько людей, столько в Царствие Божие путей.Порой, человек омрачен грехом так, что не знает, как ему от греха проснуться.Бывает, стоит погибнуть сыну, и мать от греховной жизни.Приходит в церковь, к Богу — кается.Господь — сама Любовь, Он не желает смерти грешника; Он забирает человека, зная, кого когда забрать.Человек достигает расцвета своего, он уже не станет лучше — и Господь в этот момент его забирает из жизни.А сколько человеку — 100, 50 или 20 — неважно.Богу виднее.Он — Творец.Мы не имеем права указывать Ему.Если сказано «не упивайся», то не садись за руль пьяным, погибнешь — сам виноват; Бога в этом обвинять нельзя.

Что Вы посоветуете, матери, потерявшей ребенка (младенец не был крещен)?

Следует себя осудить, что не думала должно о духовной жизни младенца, не крестила его.Но убиваться не надо, надо взять себя в руки и больше плакать о своих грехах.А то, что младенец умер некрещеным (по нашему нерадению), он в том не виноват, и зла он никакого никому не сделал, а у Бога обителей много, есть там место и некрещенным младенцам.В ад такие души не идут.Почему? Да потому, что, как сказала одна монахиня: «Туда добровольцев хватает, а я туда не хочу, я стараюсь исполнять все заповеди, стараюсь любить Господа и ближних, что мне там делать?»

Как объяснить неверующим, что жизнь за гробом действительно существует?

Мы знаем, что в истории Церкви было много случаев, когда Господь показывал чудеса возвращения из загробного мира.Всем известно воскрешение евангельского четверодневного Лазаря, И в наши дни, среди наших современников, таких случаев немало.Обычно люди, которые возвращались из потустороннего мира, рассказывали, что их душа продолжала мыслить, чувствовать, переживать.Рассказывали, как душа входила в общение с ангелами или с бесами, видела обители Рая и ада.Память об увиденном не исчезала, и, когда душа возвращалась назад в своё тело (видимо, еще не пришел срок для их окончательного ухода), они свидетельствовали об этом.

Такие «путешествия» в загробный мир даром для души не проходят.Многим они помогают пересмотреть свою жизнь, исправиться.Люди больше начинают думать о спасении, о своей душе.

Таких случаев немало.Но обычные мирские люди, которые живут в суете, в трудностях нашего времени, мало верят таким рассказам и говорят: «Ну, мы не знаем! Есть жизнь или нет ее в том мире — как знать? Сюда еще никто не возвращался.Мы, по крайней мере, с такими людьми не встречались.У нас нет опыта духовного общения с теми, кто умирал и вернулся».

Мне вспоминается такой случай.Мы с одним журналистом ехали в машине и проезжали мимо кладбища.

— Это наш будущий городок.Мы все здесь будем, — сказал я.

Он улыбнулся и ответил:

— Если бы хотя один человек возвратился из того мира, о котором Вы говорите, в земной, то можно было бы и поговорить об этом, и поверить в это.Но никто не возвратился еще из гроба.

— Мы с тобой рассуждаем как два близнеца, которым вскоре предстоит выйти из утробы матери.Один говорит другому: «Слушай, дорогой брат.Сроки кончаются.Скоро мы выйдем в тот мир, где живут наши родители.Он такой великий!» А второй, атеистически настроенный, говорит: «Знаешь, ты говоришь какие-то странности.Какой может быть там мир? Какая самостоятельная жизнь? Мы сейчас полностью зависим от матери, питаемся от нее кислородом.А если выйдем, то наша связь с ней прервется и кто знает, что с нами будет.Может, погибнем? Ведь в утробу еще никто не возвратился!»

Вот что я рассказал маловерующему журналисту.Когда мы жили без веры, были воспитаны в атеистическом духе, то так и рассуждали.Все силы диавола были направлены на то, чтобы атрофировать в человеке самый главный орган — веру.Человек стал пустым.Никакие напасти, беды, вроде Чернобыльской аварии, спитакского землетрясения, московского урагана, наводнений на Западной Украине, террористических актов, не способны пробудить спящий в атеистическом гробе народ.Господь постоянно дает знать, что конец жизни у каждого близок, что все мы ходим и живем только по Его великой милости.Он Один нас хранит и ждет, когда же мы исправимся.

Неверующие как себя ощущают? Они обычно говорят: «Можно верить в то, что есть, что можно пощупать, увидеть».Что же это за вера? Это знание, да и то необъективное, неточное, невсеобъемлющее.Это знание материалистическое.А знать все обо всем может только Высший Разум, Которым является Сам Творец.

Неверующие говорят: «Мы, люди, продукт материи.Умер человек, рассыпался в прах в могиле, и никакой жизни больше не может быть».Но человек состоит не из одной только плоти.В каждом человеке есть безсмертная душа.Это исключительно духовная субстанция.Найти ее в теле, пощупать, увидеть, измерить пытались многие исследователи, но результата быть не могло, потому что они смотрели на потусторонний духовный мир нашими земными, материальными глазами.Как только душа выходит из умершего тела, так сразу у нее открывается видение потустороннего мира.Она видит оба мира вместе: духовный мир пронизывает материальный, земной.И устроен духовный мир гораздо сложнее, чем мир видимый.

Недавно одна молодая женщина позвонила из Киева и сказала:

— Батюшка, помолись за меня: мне будут делать операцию.

Через три дня сообщает, что операция прошла благополучно.Когда ее положили на операционный стол, то она спросила хирурга:

— Можно себя крестить рукой? Он ответил:

— Лучше мысленно крестись.И рассказывает дальше:

— Когда я мысленно перекрестила себя, то почувствовала, что вышла из тела.Вижу свое тело на операционном столе.Мне стало так свободно, так легко и хорошо, что даже забыла о теле.И увидела тоннель, а в конце его яркий свет.И оттуда слышу голос: «А ты веришь, что Господь тебе поможет?» Спрашивали меня так трижды, а я трижды отвечала: «Верю! Верю, Господи!» Очнулась — уже лежу в палате.И я сразу оценила земную жизнь.Все мне показалось пустым, суетным.Все это ничто по сравнению с потусторонним, духовным миром.Там истинная жизнь, там истинная свобода.

Как-то священник беседовал в роддоме с медсестрами, с врачами.Он им рассказал про доктора Моуди, который описал в книге «Жизнь после смерти» случаи клинической смерти.Люди возвращались к жизни и рассказывали о том, что они видели, будучи.мертвыми.Все как один говорили: «Да, видели тоннель, видели свет в конце его».

Услышав это, один врач сказал:

— Батюшка, как интересно! Вы знаете, когда ребенок находится в утробе матери, то ему тоже надо пройти тоннель, чтобы выйти в наш мир, в свет.Здесь светит солнце, здесь все живет.Наверное, и человеку, чтобы перейти в потусторонний мир, надо пройти тоннель, а после тоннеля в том мире будет настоящая жизнь.

Святые отцы говорят, что смерть — это благо, избавление от страстей и страданий, но почему мы часто воспринимаем смерть ближнего как зло, как скорбь?

«Конец настоящей жизни несправедливо, думаю, называть смертью, — говорит святой преподобный Максим Исповедник, — а скорее избавлением от смерти, удалением из области тления, освобождением от рабства, прекращением тревог, пресечением брани, выходом из тьмы, отдохновением от трудов, укрытием от стыда, убежанием от страстей, и вообще, пределом всех зол».

Все в жизни проходит.Постоянна только смерть.»Сего никто не избежит».

На днях один человек очень скорбел: «У меня мама умирает.» Я говорю: «А зачем скорбеть? Ведь скорбь только для того, кто находится вне Церкви, вне Бога.Он нераскаянный, может быть, даже некрещенный.И это, действительно, скорбь, и скорбь великая.А тот человек, который жизнь прожил в Боге, постоянно был в храме, исповедовался, соборовался, достойно причащался, разве он умирает? Это выход души в вечность»! Человек, живя на земле, украсил свою душу добрыми делами, молитвой, любовью к Богу и к ближнему, потому он не умирает.Для него смерти нет.Для него смерть — это рождение.

Христос, говоря про семя, брошенное в землю, пояснил: «Если пшеничное зерно, павши в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12,24).Так и человек.Прежде рождения в потусторонний мир он должен умереть в мире материальном.Наша душа оставляет тленную плоть и переходит в вечность, поэтому для каждого человека важно закончить жизнь свою в Боге, ибо только в Нем жизнь и смерти нет.

Среди нас очень много людей, у которых душа уже близка к смерти, хотя телом они живы и даже здоровы.Они подобны гусенице в куколке, которая вдруг попадет на мороз и замерзнет, из нее никогда уже не вылетит бабочка.Так и душа, не возженная Духом Святым, мертва.Господь сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10, 28).

Когда будет Всеобщее Воскресение, все люди, жившие на земле во все времена, от первого до последнего, восстанут, оживут.Человек, который при жизни на земле не воскресил, не очистил свою душу, в день Всеобщего Воскресения не воскреснет для Бога.Он оживет, но для вечных страданий, для вечных мучений.

Как узнать, кто из нас душой жив, а кто мертв? Это очень престо.Живые душой те, у кого есть постоянное желание молиться, творить добрые дела, посещать церковные службы.А те, кто в церковь не ходит, Богу не молится, в грехах не кается, не причащается, живет без молитвы, услаждая свою плоть, мертвы.Им тошно от святости, от молитв, от церковного звона.Все их заботы — пить да спать.Это страшное состояние души человеческой.

Как православный христианин должен встретить смертный час?

Это самый главный вопрос, который должен интересовать каждого человека.

Все мы вызваны из небытия в бытие для вечной блаженной жизни, а чтобы ее обрести, нужно здесь на земле потрудиться, подготовиться.

Каждому человеку, особенно тому, кто находится в преклонном возрасте или же смертельно болен, надо очистить душу в таинстве покаяния.

Надо постараться осмыслить всю свою жизнь, найти положительные и отрицательные ее моменты, понять, что те злые дела, какие нам пришлось кому-либо сделать, есть грехи и в них надо принести покаяние.Для этого необходимо осудить себя, а не того человека, против кого мы согрешили, пусть даже он и был пред вами виноват.А потом все эти грехи записать, подготовиться к генеральной исповеди.Если нет возможности пойти в храм, надо пригласить священника на дом.Но лучше было бы найти в себе силы пойти на исповедь в храм.После исповеди попросить вас пособоровать и после этого принять Тело и Кровь Господни — Святое Причастие.Выше этого на земле ничего нет.

После исповеди человек должен внутренне переродиться, стать добрым, уподобиться Господу.Господь всем творит добро, и мы должны открыть свою душу для добра и делиться этим добром с ближними.

Православные люди особо готовят себя к переходу.И не в тот крайний момент, когда душа вот-вот покинет тело, они до такой крайности не доводят, а готовят себя всю жизнь.Приятно и радостно бывает, когда человеку на день Ангела или день рождения дарят свежие, благоухающие цветы, особенно в бутонах.Хотя они и срезаны, но еще долго могут радовать глаз именинника.Но мало кому понравятся засыхающие цветы: тряхнул букетом — и лепестки осыпались.

Так же ценно, когда человек с юности отдает себя на служение Господу.А Богу можно служить везде: работаем ли мы на производстве, имеем ли семью или пошли в монастырь, центром нашей земной жизни везде должен быть Господь.Остальное все — преходяще, тленно.

Как Вы думаете, будет ли полностью счастлив спасенный, если знает, что его родные и ближние попали в ад?

Если человек входит в обители Рая, то от полноты благодати он забывает земные страдания, его не мучают воспоминания и мысли о погибших ближних.Душа каждого соединяется с Богом, а Он наполняет ее великой радостью.Святой человек, обретший блаженства Рая, молится за тех, кто остался на земле, но за тех, кто попал в ад, он молиться уже не может.За них надо молиться нам, живым.Милостыней, молитвами и добрыми делами спасать наших родных и близких.И самим, пока еще есть возможность, стараться жить свято, не грешить, не противиться Богу, не хулить Его.Ведь если будем бросать грязь на солнце, эта грязь упадет на нашу дурную голову.А Бог поругаем не бывает.Надо смириться перед Ним: «Я немощной, я слабый, помоги мне!» Будем просить Его, и Он даст то, что просим.Ибо сказано в Евангелии: «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам» (1 Кор.11,9).

У меня погиб отец под машиной, долго мучилась парализованная бабушка.Есть такое мнение, что тяжестью смерти Господь очищает душу от грехов и в будущем душа бывает прощена.Это так?

Обращаясь ко Господу, мы молимся: «Дай нам, Господи, кончину благую, христианскую, непостыдную».Мы не просим тяжелой, но быстрой смерти, но знаем, что нам полезно поболеть, полежать перед смертью годик-другой, чтобы подготовиться в тот мир, очиститься от грехов.

Если человек в болезнях страдает и не ропщет, никого не обвиняет, а считает, что он этого достоин, благодарит Бога за болезни, то Господь прощает его и душа быстро очищается.Любая болезнь, особенно рак, дает человеку возможность проанализировать всю свою жизнь: что правильно он делал, а что неправильно.Человек начинает видеть свои ошибки, грехи, идет в церковь и кается в них.Только в таинстве покаяния очищается душа.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что есть три пути спасения: первый — не грешить, второй — если согрешил, должен покаяться и принести плоды покаяния, третий — если плохо каешься, необходимо терпеть болезни, скорби и всякого рода неприятности.

Израильский народ четыреста лет находился в плену, и Бог через пророка Моисея вывел его из плена.Сорок лет израильтяне ходили по Египетской пустыне и роптали на Моисея.За то, что они роптали и обвиняли Моисея, никто из них не вошел в обетованную землю.Они не очистили души покаянием и смирением, и потому только те, кто был рожден во время странствования и не знал египетского плена (плена грехов и страстей), вошли в землю, обещанную Богом израильскому народу.Даже сам пророк Моисей напоследок возопил к Богу: «Господи, что за народ! Забери мою душу!» И Господь сказал ему: «За то, что ты ропщешь, ты только увидишь обетованную землю, но не войдешь в нее».

Мы сейчас тоже живем в египетском плену.В таинстве крещения мы освободились от плена фараонского — плена прежних грехов.А фараон — это диавол, и войско фараона — полчища демонов.Чермное (Красное) море, через которое прошел израильский народ, является прообразом крещения.Если мы не будем роптать в болезнях, в скорбях, во всех бедствиях, а будем Бога благодарить, то Господь нас никогда не оставит.И для нас откроется обетованная земля — блаженная вечная жизнь, вечная радость.Никогда не надо роптать и отчаиваться.За все благодарите Бога и радуйтесь!

Некоторым людям Господь дает знать время кончины.Люди говорят: я умру такого-то числа в таком-то году.Таким людям легче готовиться, они успевают и покаяться, и пособороватъся, и причаститься.

Надо особо угодить Богу, чтобы удостоиться уведомления от Господа о дне и часе своей кончины.Многие святые были извещены о своей смерти, но редко точно указывались год, число и месяц.Чаще «в пятницу», «после такого-то праздника».Потому эти люди перед пятницей всегда готовятся, исповедаются, соборуются, причащаются, ждут.А будет конец или нет, одному Богу ведомо.Человек всегда должен быть готов отойти в тот мир.

Праведным людям Господь открывает время кончины.А нерадивым это знать вредно.Скажут: «Ну, еще есть время, погрешу напоследок.А перед смертью покаюсь».

Вся наша жизнь должна быть подготовкой и покаянием.

Конечно, тяжело бывает тем людям, которые никогда в церковь не ходили, Богу не молились.Вдруг, внезапно к ним приходит чувство покаяния.Они обращаются к священнику, но не знают, что сказать.У всех на устах одно: «Я никого не грабил, не убивал.Я человек очень добрый, хороший».Этим и заканчивается добрый порыв к покаянию.Это страшно.

Бывает, что человек преклонных лет живет очень долго.А сравнительно молодого, смотришь, завтра уже нет.Не значит ли это, что готовиться к смерти нужно только тем, кто знает час своей кончины?

А кто знает время своей кончины? Только некоторые святые люди были об этом извещены ангелами Господними, потому что уже обрели безстрастие и могли спокойно и благопристойно окончить свою жизнь в Боге.Страстным людям неполезно знать час смерти, им надо постоянно готовиться к ней.Бывали случаи, когда люди, больные раком, извещенные о грядущей кончине, начинали усиленно «жить»: спиртное, женщины, развлечения и умирали прежде обещанного срока от сердечной недостаточности.Вот так «пожили» напоследок.

Бывает, по молитвам верующих родных Господь и грешникам возвещает кончину, чтобы они остановились, покаялись.

Готовить себя к смерти нужно с юных лет.Когда будете на кладбище, обратите внимание: на могилах даты рождения и смерти.Там похоронены и молодые, и старые, дети и взрослые.За одну минуту в мире умирает более ста человек.Неизвестно, когда кого Господь заберет.И мы должны быть готовы каждый день, каждый час.

Может ли Господь предупредить о грядущей смерти человека маловерующего?

Однажды мне в монастыре на вечере вопросов и ответов задали вопрос о Г.Старовойтовой, которую убили.

Цель Господа — спасение каждого человека.Все вопросы, которые решаются в Думе, в правительстве — это вопросы земного уровня.Они связаны с обустройством жизни на земле.Но самое главное не в том, чтобы одеться, обуться, прокормиться.Главное — спасти душу.Человек должен войти в обители Рая и вечно в молитве пребывать с Богом.

Старовойтову, как и каждого человека, Господь тоже любит.И ее спасения желает.В одной из передач перед смертью она сама говорила, что мать ее звонила и рассказывала странный сон: «С горы шла лавина, тебя подхватила и унесла.Я материнским сердцем чувствую, что тебя ожидает какая-то опасность.Будь осторожна, береги себя.» О чем это говорит? О том, что Старовойтовой через ее мать была весточка из потустороннего мира.Господь ее предупредил.А к такому предупреждению надо относиться серьезно.Любой христианин, услышав такое, поспешит поисповедаться, причаститься.А тот, кто не крещен, покаяться и принять крещение, пособороваться, причаститься.То есть примириться с Богом.Ведь неизвестно, кого когда Господь призовет к ответу.Надо быть готовым в любую минуту жизни.Господь сказал: «В чем застану, в том и буду судить.»

В «Новостях» объявили о дне похорон, о минуте молчания, но это язычество.Предложили даже по всей стране выключить на три минуты свет — и это язычество.Одна православная верующая догадалась, позвонила в редакцию «Новостей»: «Выключить свет — ничего не даст.Лучше я эти три минуты помолюсь об упокоении ее души.Это будет реальная польза для нее.А если вся Россия помолится? Все мы под Богом ходим.»

Самое страшное выступать против Бога, против веры.Те, кто выступали против Церкви, разрушали монастыри и храмы, сжигали святые мощи и иконы, поднимали руки и голоса против Бога, сами себя удалили от Бога во тьму адскую.И здесь они толком не жили, и после смерти они воскреснут не для радости, а для геенских мучений.И весь род их уничтожится.Но если найдется среди рода тот, кто покается, Господь может этот род продлить.Нечистое Господу неугодно.Нечистое никому не нужно.

Семья наша муж, я и дочь — инвалид.Муж пьет.Я боюсь, что умру раньше, и дочь останется без присмотра.

Вы забываете о Боге.Господь промышляет больше о нашем спасении, нашей жизни, здоровье, нежели мы сами.Вспоминаю, когда служил в селе Жарки, недалеко в деревне жила бабушка Мария.Рядом с ней никто не жил, все уже поумирали.Дороги нет.Зимой снег — в метр высотой.Вешки ставили, чтоб знать, где идти.Многие говорили ей: «Ну вот, Мария, умрешь, и никто зимой до тебя не доберется, не узнаем, как ты — жива ли.Весной придем, только косточки увидим».Я им отвечал: «Не волнуйтесь.Господь никого не оставляет, тем более верных Ему.Он о каждой душе, которая тянется к Нему, печется «.

Пришла весна.Навестили ее, оказалось, что она жива.Один человек на краю той деревни купил маленький домик, под дачу.Привез туда отца, чтобы отдыхал у речки.Надо же так случиться, на праздник апостола Иоанна Богослова бабушка Мария пришла в церковь (ей где-то километра полтора идти пришлось), исповедалась и причастилась.Подошла взяла благословение.А через день, на праздник святителя Николая, тот человек приходит и говорит: «Батюшка, Мария умерла».Спрашиваю: — Как умерла?

— Раньше я никогда к ней не заходил, а тут зашел, вижу — она у печки.Топила, и тут, видать, ее настигла смерть.

Еще тепленькая.Я положил ее на кровать.Наверное, надо ее отпеть?

Отпели ее, похоронили.Вот так заканчиваются дни жизни душ праведных.Господь таких не оставляет.

Знаю и другие смерти.Человек всю жизнь жил без Бога, со всеми во вражде.И заканчивал свою жизнь в полном одиночестве.В большом городе Москве, где миллионы людей, не нашлось ни одного, кто бы навещал его.И никто не знает, жив он или уже скончался.Были такие случаи, что из-под двери квартиры уже насекомые выползали.Дверь ломали, а тело уже разложилось.Это вот позорная смерть.

Вы не волнуйтесь ни о дочери, ни о муже.Господь ее не оставит, пошлет человека, который будет за ней ухаживать.

Обязательно ли читать Псалтирь над усопшим у его изголовья и прочитывать в девятый, сороковой дни и в годину целиком? Не навлекает ли человек, читающий Псалтырь, на себя и на семью какие-то искушения?

Бояться искушений не надо.Господь будет хранить эту семью.Молитва никогда и никому не вредила.Она приносит только пользу нашей душе.Вредит нам хвастовство: «Я Псалтырь за усопшего прочитала «.Хвалимся, а это есть грех.

Принято читать Псалтирь у изголовья усопшего.Чтение Псалтыри очень полезно для души того человека, который постоянно в церковь ходил и с покаянием перешел в тот мир.Святые отцы говорят: когда мы читаем Псалтырь над усопшим, допустим, в течение сорока дней, то грехи слетают с усопшей души, как осенние листья с дерева.

Если тело — одежда нашей души и по смерти рассыпается в прах, почему не рассыпаются тела у святых?

Нетление тел святых — это чудо.Простые тела рассыпаются, а святые сохраняются.Для нас, живущих на земле, это знак святости усопшего.Слабая у нас вера, потому мы ждем чудес для ее укрепления.На Святой горе Афон вера у иноков крепкая, им такие чудеса не нужны, потому там нетления тел нет.

Господь создал землю и наше тело из праха земли, и это не значит, что оно уничтожится.В день Всеобщего Воскресения тело будет обновленное, прекрасное.Хотя наша земля сгорит, но будет обновленной.И земля, и тело приобретут первозданный вид, такой, какими их создал Господь первоначально.

Из наследия Оптинских старцев

Оптинские старцы всегда утешали тех, кто перенёс потерю родных и близких, находили для них слова любви, давали советы, как правильно поминать усопших.

Судьбы Божии непостижимы

Смерть может постигнуть любого человека в любое время.Преподобный Антоний писал своей духовной дочери о неожиданной смерти ее отца:

«Что ж касается до Вашей печали о том, что родитель якобы без напутствия окончил жизнь, то сего нам неизвестно; может быть кончина ему случилась мученическая, которая навершает все обряды; ибо известно, что и преподобного Афанасия Афонскаго строение церковное задавило, но душа его во благих водворилась у Господа.

Много и ныне умирают от грома, молнии, от огня, от воды, от угара, от падений нечаянных и прочее, и всех таковых кончина мученическая, в коей своею кровию очищаются грехи, и святая церковь наша особенное о них имеет ходатайство ко Господу.

А посему успокойтесь, матушка, и кончину родителя своего неблагополучною не считайте; поелику судьбы Божии нам грешным непостижимы; ибо Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно всё строит и полезное всем подаёт.Мы по безумию своему вменяем некоторых кончину быти безчестну, а они напоследок окажутся в числе сынов Божиих, то есть, праведников.Вот и старец наш отец Г.был жив, весел и здоров, и Христа рождшагося прославлял, и вдруг заболел, и вскоре окончил дни.Истинно, человек яко трава, и дние его яко цвет сельный!»

Жизнь наша состоит в воле Божией

Преподобный Лев так писал о смерти:

«Святое Писание показывает нам, что мы чрез смерть теряем в жизни сей и что приобретаем в будущей: приобретаем жизнь вечную, безболезненную, – жизнь, в которой нет страсти смущающей, нет зависти изсушающей, нет бед оскорбляющих, в которой нет дряхлой старости и младенческой слабости, но – состояние присноцветущее, никаким переменам неподлежащее, пребывание блаженное, никаких пределов неимущее; житие непорочное, от всяких соблазн житейских удаленное.Сие в высокой мысли своей воображая, блаженный Давид с радостным восторгом возопил: «Господи сил! Блаженни живущии в Дому Твоем – в веки веков восхвалят Тя! Лучше день един во дворех Твоих паче тысящ».

Куда и мы должны отрешиться: они, умершие, только нам предшествуют и дают чувствовать, коль кратка жизнь наша.Притом, она состоит в Воле Божией, коей и советую вам вручить себя».

Старец напоминал о Промысле Божием, который управляет людьми и всё устраивает на пользу:

«Вы пишете, что нареченный зять болен до того, что близ смертного одра.Создатель Господь все создал, под Его властию всё существует, Он мертвит и оживит.Я уверен, что вы сему веруете и принимаете слова и учение, которое берётся из Священного Писания, как происшедшее от Бога.Священное же Писание показывает нам, что Промысл Божий нами управляет, из коих вам один текст приведу в доказательство.Господь глаголет в книге пророка Исаии в 49 главе 15 стихе: “Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадие чрева своего, аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе».Из сих слов видите, как Господь печется о нас.Если полезно будет вашему нареченному зятю, то даст ему Господь здравие и воздвигнет от одра болезни, что и желаю видеть».

Всякий оканчивает время бытия своего тогда, когда ему назначено от Бога

Утешая свое духовное чадо, преподобный Лев советовал предавать судьбу близких Промыслу Божию:

«В письме вашем вижу, что вы от болезни своей маменьки возмалодушествовали и боитесь, чтоб не умерла.Советую вам Промыслу Божию предать судьбу своей маменьки: Бог предвидит и дела людей и обстоятельства, и причины их и устраивает всё на пользу.Вы слышите глас Господа глаголюща, что Он и крины сельныя одевает и ни одна птица без Воли Отца Небеснаго не падает.Он больше об нас, нежели как матерь, печется.И так видите – Господь силен и маменьку вашу сохранить на многия годы».

Преподобный Макарий также учил предавать себя полностью в волю Божию:

«Думали ли, что А.так скоро переселится в вечность? А о которых больных и чаем скорой смерти, то они живут долго.Оставь сие мнение и веруй Богу, что Его мановением и волею вся с нами бывают от невольных, и, конечно, к пользе нашей».

«Смерть же для всех нас необходима, но неведома когда.А всякий оканчивает здесь время бытия своего тогда, когда ему назначено от Бога; и ты будь мирна и спокойна, предаваясь в волю Создавшего нас! …Предай это воле Божией; умрут только те, коим назначено в сие время, а ты будешь жива».

Память о смерти научит внимать самому себе

Оптинские старцы имели память смертную.Преподобный Лев писал о том, что память смертная учит внимательной жизни, учит помнить о заповедях, о своих грехах:

«Память о смерти научит внимать самому себе.Часто в цветущих летах восхищаются от сей жизни в вечную, а тем ужаснее, если внезапно.Нам же, приближенным к двери гроба, ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета, — покаемся и живы будем душою вечно».

Старец Макарий напоминал о том, что время идет незаметно для нас, и часто мы заботимся о бренном теле и забываем о вечной душе:

«Время течет нечувствительно; и не видим, как оно летит, измеряемо секундами, минутами, часами, днями и далее и всякая секунда приближает нас к вечности.Мы, зная это, плохо печемся о том, как предстать и дать отчет нелицеприемному Судии.Чувственность помрачает ум наш.Всё наше попечение и помышление о том, чтобы доставить покой телу; а о душе мало радим – страстей не искореняем, и даже не противимся им; и от того лишаемся мира и покоя душевного».

Старец писал о нашей земной жизни как о капле в море, напоминал о вечности и дне Судном: «Мятемся, колеблемся, смущаемся; и всё протекает, как река, и уносит всё прошедшее, как будто и не было; весьма немногое история и повествования частные оставляют на память о былом.Нынешний день оканчивается в моей жизни 66 год, а завтра начнется 67.Но что это в отношении к вечности? Меньше, нежели капля в море.Но какая будет вечность, о сем надобно теперь подумать и просить милосердого нашего Создателя и Искупителя, да милостив нам будет в день судный и сподобит десного стояния.А как-то мы плохо о сем думаем, будто и вечности не будет.Так и жизнь проводим – заповеди преступаем и истинного покаяния не имеем.Господи, помилуй!»

Преподобный Макарий часто говорил ученикам своим: «Пора, пора домой!» Иногда они даже не обращали на эти его слова особенного внимания, может быть, отчасти потому, что мысль о смерти, как одно из духовных деланий, никогда не оставляла его.

Преподобный Исаакий I, стяжав память о смерти, часто повторял: «Ах, как умирать-то!» Плоды этого постоянного памятования о смерти выражались иногда в слезах покаяния и умиления, в которых заставали его некоторые из братии, если приходили внезапно.

Следует разделять память о смерти и страх смерти

Преподобный Иосиф учил разделять память о смерти и страх смерти, советовал верить в то, что Господь «не восхитит душу не готову», если человек заботится о спасении.Старец писал духовному чаду, бывшему в смущении от страха смертного:

«Утром и вечером клади по три поклона с молитвою: “Господи, от страха вражия избави душу мою”.Страх смерти, о котором пишешь мне, есть следствие болезненности.Не надо много думать о сем, а старайся отгонять от себя сей страх.Молись Богу, всегда приноси ему покаяние в своих грехах и вручай себя Его милосердию и уповай, что Господь не хотяй смерти грешника (Иез.33, 11), не восхитит не готову душу твою.Молись о сем и Пресвятой Богородице, а смущениям не предавайся».

Оптинские старцы часто знали дату своей кончины

Как-то одна очень близкая к старцу Макарию помещица, благочестивая старушка Мария Михайловна Кавелина, заболела так тяжело, что была, как ей казалось, на краю могилы.По своей вере к старцу, она просила его помолиться Господу, чтобы Он продлил дни её жизни ради свидания с любимым своим сыном, оптинским иеромонахом, который в эти дни отлучился из обители и не знал о болезни матери.

Старец сказал ей твердо: «Ты выздоровеешь, а умрём мы вместе».Слова старца оправдались.Помещица, бывшая в опасности умереть, выздоровела, но, после того говорила близким: «Бойтесь моей смерти, с нею связана жизнь старца, вот что он сказал мне».Это предсказание старца о кончине показывает, что ему было от Господа тайное извещение о времени его отшествия из мира сего.

Важность покаяния, исповеди и причастия Святых Таин

Оптинские старцы советовали заранее готовиться к смерти ежедневной молитвой, воздержанием, исповедью, приобщением Святых Таин.Преподобный Антоний писал:

«Иные готовят себе для погребения разныя одежды и покрывала; а мы приготовлять себя будем частыми молитвами, воздержанием, смирением, исповеданием, приобщением Святых Таин каждый пост, и слезами покаяния отмывать черноту греховную, да тако с миром изыдем.Если в юных не похваляется нерадение; то в престарелых оное ещё предосудительнее».

Преподобный Иосиф также напоминал о важности покаяния и исповеди как подготовки к смертному часу:

«Объясняешь, что собака укусила тебя, и ты опасаешься, что не бешеная ли она.Положись во всём на волю Божию! Господь сказал, что без воли Отца вашего Небесного не упадёт волос с головы вашей (ср.: Лк.21, 18).На всё – воля Божия.Конечно, для спокойствия духа необходимо – исповедуйся, приобщись святых Христовых Таин и особоруйся.После того уж нечего бояться смерти, ведь когда-нибудь нужно же умирать».

«Смерть своё возьмет, хоть ты всех докторов объезди.Поэтому, если боишься смерти, то надо стараться приготавливаться к ней, и покаянием, и исповедью очищать свои грехи».

Преподобный Варсонофий наставляя о том, как важно причаститься перед смертью, приводил такую историю в пример: «Однажды, это было в Петербурге, мне рассказывал один священник из церкви преподобного Сергия, что на Литейной улице: “Зовут меня вечером напутствовать Святыми Таинами больного.Прихожу, спрашиваю, где больной.Ко мне выходит пожилых лет мужчина, на вид совершенно здоровый, и говорит, что это он для себя пригласил.

– Кощунствовать с этим великим Таинством нельзя, – отвечаю, – меня просили напутствовать больного, а вы совершенно здоровы.

– Я лет 20 не был у исповеди и причастия, – ответил он, – вдруг какой-то голос властно говорит мне: “Ты сегодня умрешь”, – оттого-то я и побеспокоил вас.

– Если так, то будем исповедоваться.

Начинается исповедь, и что это была за исповедь! Душа его была, как проказою, покрыта всевозможнейшими грехами.Наконец, накладываю епитрахиль и читаю разрешительную молитву.

– Значит, все грехи прощены, и я могу причаститься? – спросил он.

– Прощены, и я сейчас причащу вас.

Приготовил всё, читаю молитвы и хочу причастить его, но у него сжимаются зубы, и, несмотря на все усилия, он не может их разжать.Тогда он идёт в свой рабочий кабинет, берет клещи и хочет разжать ими рот, но не может.Так и умер, не приняв Святых Таин.Грехи ему прощены, но отчего Господь не сподобил его Причащения – это неисповедимая тайна Божия”.А принять Святые Таины – великое дело.Если бы кто из причастников умер до прошествия 24 часов после Причащения, то душа его пошла бы в Рай.Бесы не могут приблизиться к такой душе, опаляемые сиянием Тела и Крови Христовых».

«Господь беспредельно благ.Жертва, принесенная на Голгофе, так бесконечно велика, что грехи всего мiра по сравнению с этой жертвой «яко ничесоже».Это всё равно, как если бы кто взял горсть или пригоршню песка и бросил в море.Замутилось бы оно? Разумеется, нет, оно останется по-прежнему невозмутимым.Но и эта горсть может погубить нас, если мы не считаем себя грешниками и не каемся пред Господом.Причащение Святых Таин попаляет все грехи; отчего, особенно у простых людей, всегда спрашивают: причащался ли больной перед смертью? Если узнают, что усопший сподобился Святого Причащения, то радостно восклицают: “Слава Тебе, Господи!”».

Искушения в смертный час

Старцы предупреждали о том, что перед смертью часто бывают искушения.Об одном таком искушении писал преподобный Варсонофий: «Рассказывал мне отец Венедикт, иеромонах нашего Скита: “Позвали меня напутствовать схимонаха отца Николая (Лопатина).Это было дня за два до кончины его.Больной находился в полном сознании и памяти.Пред Причащением я попросил соседа его по келье монаха отца Пиора сходить в церковь к пономарю за теплотой.Тот ушел.Исповедовав больного, я приобщил его.Приходит отец Пиор и чрез перегородку своей кельи сердито говорит: “Пономарь не дал теплоты!” Я ответил, что обойдусь без неё и дам больному отварной воды из самовара.Объясняю, что отец Нектарий не дал теплоты, как сообщил сейчас пришедший от него отец Пиор, и потому придется запить Святые Тайны водою.Отец Николай говорит: “Я ничего не слышу!” “Как, – спрашиваю я его, – не слышите? Вот отец Пиор говорит, что отец Нектарий отказал в теплоте”.“Нет, – отвечает больной, – ничего не слышу!”

Я удивился.Но в эту минуту отворяется дверь кельи, и входит отец Пиор, неся в руках сосуд с теплотой.Спрашиваем его: приходил ли он сейчас в келью к себе? “Нет, – отвечает тот, – не приходил.Прямо от пономаря пришёл сюда!” Таким образом, врагу хотелось привести в смущение умирающего по принятии Святых Таин.Умирал отец Николай от чахотки, и, как все чахоточные, был очень раздражителен, особенно во время болезни предсмертной.Но Господь не попустил врагу искусить причастника Своего, закрыв ему слух, так что бесовские слова слышал только я один».

В чём находить утешение близким

Преподобный Макарий напоминал о том, что излишняя скорбь неугодна Богу.Старец советовал близким находить утешение в поминовении усопших, в молитве за них, в милостыне, творимой в их память: «Пишешь, что совершили в сороковой день поминовение по папеньке твоём, и что вам горько было.Жаль мне его, жаль и вас за ваше малодушие.Молитва об усопших доставляет им пользу, и оставшимся утешение, что они здесь имеют средства там ему благодетельствовать.А излишняя скорбь неугодна Богу: будто противоречим Его о нас промыслу и распоряжению.Не похвалю я за это твою маменьку, а мою сестрицу; я уже писал ей, что эта скорбь от себялюбия происходит.Вот за это спаси Господи, что она хорошо поминает его и милостыню подаёт, и крестьян утешает, – все это она туда ему пересылает».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Название книги

Обряд погребения православного христианина

неизвестен Автор

Первые минуты после смерти.Загробная жизнь по учению Православной Церкви

Когда умерший понял, что он умер, он все еще смущен, он не знает, куда идти и что делать.Некоторое время его душа остается вблизи тела, в знакомых ей местах.Согласно христианскому учению первые два дня душа сравнительно свободна.Потом она перейдет в иной мир, но в эти первые минуты, часы и дни она может посетить дорогие ей места на земле и людей, бывших ей близкими.Показателен в этом плане рассказ Э.В.П.:

«Весной 1942 года я уехала в город Углич по вызову своего больного отца.Моя мать была эвакуирована в Казань.

Вечером на Пасху я читала в храме «Деяния святых апостолов» всем, ожидавшим пасхальной утрени.

Наконец, батюшка с прихожанами вышел на крестный ход, хотя со свечами ходить было нельзя (ввиду затемнения в военное время).Все почти вышли.Я осталась одна.В притворе священник провозгласил: «Христос воскресе!»

И тотчас же рядом со мной голос моей матери сказал:

Я сразу узнала, что это ее голос.И быстро обернулась, хотела ее увидеть, но никого не было.

Через неделю я вернулась в Москву и мне из больницы сообщили, что моя мама скончалась в ночь на 5 апреля (23 марта по старому стилю), — на Пасху.

Своим голосом она укрепила во мне веру в бессмертие души и в Божий промысел о человеке».

Описаний подобных случаев явлений только что умерших людей своим близким и друзьям, как бы далеко они не находились, предостаточно, как в церковной, так и в светской литературе.Свидетельства многочисленных людей, лично присутствовавших при подобных событиях, не оставляют никакого сомнения в их правдивости.

Христианство всегда знало и учило, что человек имеет не только тело, но и душу.Душа человека не умирает, когда приходит смерть, она, выйдя из умершего тела, попадает в совершенно новые условия, но продолжает жить сознательной жизнью.При этом «дела наши идут за нами» — то, что мы сделали во время нашей земной жизни, будет иметь последствия и после смерти.

Священное Писание говорит о бессмертии души человека совершенно определенно.Вот слова Самого Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 6, 47).

Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне».(Евангелие от Матфея 10, 28).

И вновь из Евангелия от Иоанна I, 50: «.Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная.Итак, что Я говорю, как сказал Мне Отец».Это тоже слова Иисуса Христа.

Еще не так давно христианскому учению можно было не верить, но теперь религиозные верования подтверждены наукой, «не верить» в объективные данные невозможно, и каждому придется понять, что характер его земной жизни будет иметь для него какие-то последствия в будущем.

Это новое знание имеет однако и свои границы.Мы теперь правильнее понимаем самую сущность смерти и знаем, что нас ждет после нее.Но это знание ограниченно во времени.Из свидетельств людей, переживших клиническую смерть, известно только то, что произойдет в первые минуты и часы, после того как дыхание остановилось и сердце перестало биться.

А что потом? Ответить на этот вопрос исходя из знаний науки о смерти мы не можем.Наука ничего не знает ни о дальнейшей, ни об окончательной судьбе той части человека, которая остается жить после смерти тела.Ответ на этот вопрос дает христианство.

О том, что происходит с душой сразу после ее выхода из умершего тела, пишет архиепископ Антоний Женевский: «Итак, умирает христианин.Душа его, очистившаяся в какой-то степени в самом исходе из тела, благодаря только страху смертному, покидает безжизненное тело.Она жива, она бессмертна, она продолжает жить полнотою той жизни, которую она начала на земле, со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми добродетелями и пороками, со всеми достоинствами и недостатками.Жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие ее жизни на земле».Личность остается неизменной.

Архиепископ Антоний поясняет это такими словами: «Если бы смерть изменяла бы коренным образом состояние души, то это было бы насилием над неприкосновенностью человеческой свободы и уничтожило бы то, что мы называем личностью человека».

После смерти тела душа живет «всей полнотой жизни», и значит, личность будет и дальше развиваться в ту или иную сторону.Архиепископ Антоний развивает эту мысль дальше: «Если умерший христианин был благочестив, молился Богу, надеялся на Него, покорялся Его воле, каялся перед Ним, старался жить по заповедям Его, то душа его после смерти радостно ощутит присутствие Божие, приобщится сразу, в большей или меньшей степени, к жизни божественной, открытой ей.Если же умерший в земной жизни потерял любящего Отца небесного, не искал Его, не молился Ему, святотатствовал, служа греху, то душа его после смерти не найдет Бога, не способна будет ощутить любовь Его.Лишенная божественной жизни, ради которой был создан богоподобный человек, неудовлетворенная душа его начнет тосковать, мучиться в большей или меньшей степени.Ожидание воскресения тела и Страшного Суда будет увеличивать радость благочестивых и скорбь нечестивых».

Архиепископ Лука говорит о состоянии человеческой души после смерти следующее: «В бессмертной душе человеческой после смерти тела продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в направлении добра и зла».

Самое страшное в этих словах архиепископа то, что в момент смерти тела уже определилось все дальнейшее развитие души в направлении к добру или злу.В загробном мире перед душой две дороги — к свету или от него, и душа после смерти тела уже не может выбирать дорогу.Дорога предопределена жизнью человека на земле.

Двум разным дорогам соответствуют и два разных состояния души после смерти тела.Вот как это поясняет архиепископ Лука: «Вечное блаженство праведников или вечную муку грешников надо понимать так, что бессмертный дух первых, просветвленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми бесплотными силами.А мрачный дух злодеев и богоборцев в постоянном общении с дьяволом и ангелами его будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость которого познает наконец, и той невыносимой отравой, которую таят в себе зло и ненависть, беспредельно возрастающие в непрестанном общении с центром и источником зла — Сатаной».

Архиепископ Антоний говорит то же самое и напоминает, что возможности души после смерти ограничены.Вот его слова: «Продолжая жить после смерти тела, душа всем своим существом располагает полнотою личности и самосознания.Она чувствует, сознает, воспринимает, рассуждает.Однако не будем забывать того, что душа вне тела — неполный человек, потому не все, возможное людям, возможно их душам.Несмотря на то, что души после смерти тела обладают полнотою личности и совершают все психические функции, возможности их ограничены.Так, например, человек живя на земле, может покаяться и более или менее изменить сам свою жизнь, от греха вернуться к Богу.Душа же сама не может, хотя бы и хотела, коренным образом измениться и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от ее жизни на земле, приобрести то, чего она не имела, будучи человеком.

Именно в таком смысле надо понимать слова о том, что за гробом нет покаяния.Душа живет там и развивается в том направлении, которое начала на земле».

Но Господь все же оставляет надежду душе даже и нераскаянного грешника, но для ее спасения уже требуется помощь извне.К этой помощи относятся молитвы за усопших, творимые от их имени милостыни и другие добрые дела.

Епископ Феофан Затворник пишет о загробном мире следующее: «Внутри или в глубине мира, нам видимого, скрыт другой мир, столь же реальный, как этот, либо духовный, либо тонко материальный — Бог знает.но известно, что в нем живут святые и ангелы.Душа стремится вверх, но только до той степени, какую допускают ее духовные силы.Вокруг души теперь все новое.Она вне привычных пространства и времени.Она может мгновенно переноситься куда захочет, может проходить сквозь стены, двери, сквозь все материальное.»

Повествование священных книг и рассказы наших современников, заглянувших за завесу загробного мира, почти идентичны.Описываются одни и те же восприятия и феномены: прохождение через темный туннель, свет, способность мгновенно преодолевать любое пространство и проходить сквозь все материальное, сжатие времени, безуспешные попытки контакта с живущими на земле, видение своего тела со стороны.Потусторонняя природа — растения, животные, птицы, небесная музыка, хоровое пение описаны и там и здесь.

Вернувшиеся «оттуда» рассказывали о встречах с разными духовными существами.Они видели своих прежде умерших родственников и других близких людей, патриархов, святых, ангелов, «гидов».Христианство тоже обещает встречу с умершими любимыми и учит, что душу умершего очень скоро встретят ангел-хранитель и встречный ангел, которому нужно молиться при жизни.Ангелы будут направлять и сопровождать душу при ее первых шагах в новом мире.Однако в то время как современные нам свидетельства говорят главным образом о радостных встречах и светлых духах, христианские источники пишут о другом.Очень рано душу встретят уродливые и страшные существа.Они будут преграждать ей дорогу, будут покушаться на нее, грозить и требовать свое.Христианские писатели предупреждают, что злые духи могут принимать любую форму, чтобы, давая лживые советы, направить душу на неверный путь.

Труды реаниматоров показали, что очень скоро после попадания человека в потусторонний мир перед ним проходят картины его теперь уже прошедшей земной жизни.Это дает возможность просмотреть и переоценить свою жизнь в теле.Христианство тоже знает об этом просмотре прошедшей жизни, но смысл его понимает иначе и называет его посмертными мытарствами, где взвешиваются добрые и злые поступки, совершенные человеком в земной жизни, которые и определят дальнейшую судьбу души умершего.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here