Имена архангелов и ангелов, их значение в христианской культуре

Поговорим про Имена архангелов и ангелов, их значение в христианской культуре - нюансы и особенности проблемы в 2019 году.

0
251

Имена архангелов и ангелов, их значение в христианской культуре

У подруги родился сын, и даже младенцем он был таким милым, что она решила дать ему имя в честь ангела.Но когда начала советоваться с духовником (ведь выбрать было из чего, ангельских имен существует много), он ее просто огорошил.Оказалось, фраза «ангельская красота» не более чем разговорное выражение, настоящие ангелы не могут быть красивыми, как и страшными, так как они — суть бестелесный дух.

Кто такие ангелы?

Это духи, созданные Господом для того, чтобы они исполняли Его волю и помогали людям.В переводе это слово означает «Божий посланник».

Люди их не видят.Хоть на иконах ангелы часто предстают в человеческой подобе, они могут легко превращаться в силу природы или животное.

Ангелов очень много (ведь каждый человек на земле имеет собственного хранителя), поэтому имя каждого я назвать не могу (да наверное, и церковь тоже не сможет, а еще есть мнение, что они безымянные).

Библия рассказывает, что когда человеку является ангел, он часто принимает облик юноши или мужчины.Иногда он просто подходит, но часто появление ангела сопровождается громом, шумом, ярким светом.

Ангельские символы на иконах

Так как ангел — существо бестелесное и вечное, нужно понимать, что на иконах их рисуют только для того, чтобы показать нам саму идею этих Господних Воинов.И если вы видите ангела в образе юноши, это значит, что художник, рисовавший картину, пытался донести до нас совершенство ангела.

Иногда эти символичные образы дополняются другими символами:

  • Нимб.Благодать, исходящая от ангела, приближенного к Богу.
  • Крылья.Знак того, что ангелы быстры и в нужный момент могут оказаться в нужном месте, даже спустившись с неба.Многие думают, что крылья необходимы ангелу для того, чтобы летать — но Господь наделил их даром перемещаться по воздуху и без крыльев.
  • Тороки (золотистые «ленты» или ремни в волосах).Послушания воле Господней и особенное слышание Его указаний.Или символ власти, подобие диадеме древних правителей.
  • Посох.С таким знаком часто изображают ангелов-посланников.
  • Око (глаз посреди лба).Знак всезнания, всевидения.
  • Зеркало (на нем может быть аббревиатура имени Иисуса или крест).Этот символ означает предвидение, которым владеют ангелы.
  • Классификация ангельских чинов

    Высшая степень:

  • Серафимы.«Пламенеющие», на иконах они с шестью крыльями.Эти ангелы ближе всего к Господу.Они стоят возле Его престола.
  • Херувимы.Нет, это не щекастые младенцы с крылышками.Это четырехкрылые ангелы, которые распространяют среди остальных ангелов мудрость и знания, полученные от Бога.Кстати, херувимом был также Люцифер, мятежный ангел.Он восстал против Господа и поднял за собой треть ангелов, которые его слушались.Но все вместе они были низвергнуты.
  • Престолы.Они служат Творцу троном.Также считается, что они могут вмешиваться в решения правителей и судей, если те рискуют ошибиться.Престолы иногда рисуют возле трона Отца небесного.Также есть правило изображать их в виде колеса с крыльями.
  • Средняя степень:

  • Господства.Эти ангелы созданы для усмирения человеческой души.Они могут помочь укротить свои страсти и эмоции, возвысить духовное над плотским.
  • Силы.Чудотворцы.Господь может посылать их к иконам или людям, которые впоследствии получают дар.
  • Власти.Духи-защитники.Они могут усмирять зло, контролировать его, а также защищать от него людские души.
  • Низшая степень:

  • Начала.Это ангелы-хранители, но для целого государства, народа или города.
  • Архангелы.Предводители ангелов.
  • Ангелы.Это наши персональные защитники, а если проще — наша совесть.Они дальше всего от Бога и ближе к людям.
  • Есть особый церковный день празднования всех ангельских чинов: 8 (21) ноября.В этот день вспоминают также архангелов.

    Как принято молиться ангелам? Молитва прозвучит в этом видео:

    Архангелы и их предназначение

    Они доносят ангелам Божью волю.Также архангелы постоянно влияют на человеческую жизнь, ведь каждый несет в себе что-то особое: целительство, заступничество, путеводительство.Это учителя, которые изнутри учат и подсказывают, как правильно поступать.Ангелы — их помощники.

    Имена высших христианских ангелов

    1. Михаил.Архистратиг (самый старший из архангелов, «военачальник»), победитель мятежного Люцифера.Ему молятся, когда чего-то то боятся.На иконах это — мужчина с пикой (на острие развевается знамя с крестом) и финиковой веткой в руке, символом мира, спокойствия.Иногда иконописцы дают в его руки пылающий меч.
    2. Гавриил.Господний посланец, именно он когда-то приходил к Деве Марии с новостью о том, что она родит Иисуса Христа.Знаки, по которым можно узнать этого архангела на образах: фонарь (просвещение), зеркало (вера, просвещение), райская ветка (знак Рая, который этот архангел охраняет).К Святой Деве он являлся с лилией в руке — знаком невинности и чистоты.Ему молятся о зачатии ребенка.Своим покровителем его считают люди, по долгу службы часто общающиеся с другими людьми — учителя, журналисты, артисты.Это единственный ангел, которого прославляют не только 8 ноября, но и 26 марта (8 апреля), и 13 (26) июля.
    3. Рафаил.Целитель.Его можно узнать по сосуду со снадобьями и палочкой (таким орудием старинные врачи обрабатывали раны).Иногда на иконах с этим архангелом представляется еще один человек, молодой мальчик или юноша.Это Товия, ветхозаветный мальчик, которого отец послал в другой город — Рафаил был его проводником.Своим покровителем его считают как врачи, так и туристы, путешественники.
    4. Уриил.Господне пламя.Его знаки: огонь в левой руке (с его помощью он воспламеняет человеческие сердца, наполняя их любовью к Создателю) и опущенный меч в правой.Также он пророк — именно его Бог посылал к Ною, предупредить о потопе.Ему молятся ученые, так как он — просветитель умов.Наконец, это покровитель талантливых людей.Его имя иногда читается как Ариил, Ариэль.
    5. Салафиил.Его призвание — молитва.Этот юноша держит перед собой скрещенные руки, постоянно обращаясь к Творцу.
    6. Иегудиил.Его символы: плетка с тремя концами (наказание грешников) и золотой венец (награда для праведников).Он покровитель монахов и священников.Иногда может невидимо являться к власть имущим, чтобы подсказать им правильное решение.
    7. Варахиил.Этот архангел приносит небесное благословение.Его знак — белые розы.Их он может держать в руке, или ими украшают его одежды.Розы — знак райской награды праведникам.
    8. Иеремиил.Как правило, на иконах архангелов семь (это же число указывает и Священное Писание).Но современная церковь почитает также Иеремиила, «Господню высоту».На иконах его можно узнать по весах в руке.

    Есть ли ангелы в исламе, иудаизме?

    Да! Правда, их имена могут отличаться от христианских.

  • Ислам.В этой религии есть херувимы (поют хвалебные песни Аллаху), а также 4 ангела: Микаил (предводитель остальных ангелов, носитель молнии и грома), Джабраил (пророк, общается с избранными людьми), Азраил (забирает душу из тела умирающего, причем делает это по деяниям человека — сурово или милосердно), Исрафиил (звук его рога оповестит всех о наступлении Страшного Суда).
  • Но Коран упоминает еще нескольких ангелов: Ридвана (охраняет Рай), Малика (управителя Ада), Каримана и Катибина (записывают все, что сделал человек; сидят у него на плечах), Накира и Мункара (посметрные судьи человека).

  • Иудаизм.Каббала говорит, что ангелов десятки, и каждый отвечает за что-то свое.Архангелы — командиры над 12 «своими» ангелами.Их имена: Ремиил, Сариэль, Метатрон, Гавриил, Пениел, Рафаил, Уриил, Михаил, Азраил.Совпадение имен с христианскими ангелами произошло потому, что иудаисты почитают христианский Старый Завет как часть и своей религии.
  • Зороастризм.В этой религии есть архангелы — Амеша Спента.Они — часть божества, но имеют и личности.Это: Амиртат (несет в себе бессмертие), Хаурвтат (отвечает за здоровье), Хшатра Вайра (власть, о которой человек мечтает), Спента Армаити (преданность высшим силам), Аша Вахишта (самый лучший аспект праведности), Воху Мана (светлые мысли).
  • Бывают ли женские имена ангелов?

    Считается, что все ангелы (и архангелы в том числе) — мужчины.Михаил, Габриил… Но церковь смотрит на ангелов иначе: ведь эти сущности бесполые, то есть не могут являться мужчинами или женщинами.

    Их имена заканчиваются на «ил» из-за того, что это — одно из переводов слова «Бог».

    Хотя конечно, если вы интересуетесь этим вопросом, чтобы назвать будущую дочку в честь ангела, можете дать ей имя Серафима.Переводиться оно будет как «огненная», но ассоциироваться станет именно с шестикрылыми ангелами.

    Ну, а еще есть замечательное женское имя Влада.В переводе с украинского оно означает «власть», так что тоже в чем-то связано с ангельскими чинами.

    Но кроме светлых небесных ангелов есть также падшие сущности, которые отреклись от Бога.Они порождают демонов и бесов.Сколько их? И какую власть они могут иметь над людьми? Узнаете из этого видео:

    Православные иконы и молитвы

    Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

    Сколько Архангелов в православии и их имена

    «Спаси, Господи!».Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .В сообществе больше 23 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях.Подписывайтесь, мы Вас ждем.Ангела Хранителя Вам!

    В христианской религии имеются свои традиции, которые зародились еще в далекие времена.Кто же такие православные Архангелы и каково их истинное предназначение можно определить, прочтя Священную книгу, где можно найти объяснения того как все устроено.Однако, стоит отметить, что знающие богословы далеко не всегда могут расшифровать тексты, представленные в Писании, поэтому разобраться в самих основах, кто такие Архангелы, в чем кроется их предназначение и не только, поможет наша статья.

    Иерархия посланников Божьих

    Престолы, Херувимы, Серафимы – находятся ближе всего к нам.Ангелы, Архангелы и другие силы небесные – это в первую очередь посланники Господа, которые сообщают о преславном и великом.Их иерархия состоит из 3-х ликов в каждом из которых имеется по 3:

  • к Всевышнему, помогая наполнить людей любовью, мудростью и праведным суждением;
  • Силы, Господства, Власти – помогают сохранять благоразумие, свершают чудеса и отводят от человека нечистую силу;
  • Ангелы, Начала, Архангелы – являются наиболее приближенными к людям, просвещая умы, укрепляя веру в Бога, направляя на путь истинный и управляя мирозданием.
  • Благовестники третьего чина способны открыть не только Божье пророчество и разумение его воли, но также познание Священного Писания и таинства благочестивого верования.

    Все Архангелы, имена и их значения

    Чтобы понять, как действуют такие посланники Божьи, следует снова прибегнуть к тексту Библии, повествующего как о том какие, были сотворены чудеса Архангелов, так и об их образах и задачах, которые они свершают.Но увы, в большинстве библейских текстов присутствуют некоторые несоответствия, которые не позволяют получить более подробное представлен о святцах.

    Ангелы хранители по имени православной христианской церкви.Имена архангелов и ангелов, их значение в христианской культуре

    Сонм Ангелов, по Священному Писанию, многочислен, известны личные имена только семи главных Ангелов – Архангелов.В чем заключается служение каждого Архангела, чем каждый помогает людям и где можно прочитать о них в Священном Писании, рассказывает эта книга.

    Архангели, Ангели, Начала, Престоли, Господствия и Серафими шестокрилатии, и многоочитии Херувими Божественнии, мудрости органи, Силы и Власти Божественнейши, Христу молитеся даровати душам нашим мир и велию милость.

    Слово Божие говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» ().Под именем неба естественно разуметь духов (), т.е.духовный невидимый мир, или Ангелов .Священное Писание, начиная с книги Бытия до Апокалипсиса, представляет нам Ангелов действующими, исполняющими повеления Всевышнего и ограждающими благочестивых людей своим покровом.О могуществе и силе воли Ангелов повествует Священное Писание, о чистоте и святости предстоящих у Престола Божия свидетельствует их пламенная любовь ко Творцу.

    Ангелы – суть воинство Небесное, по сказанному в Евангелии: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» ().

    Бог посылает Ангелов возвещать Свои веления.Поэтому они и называются Ангелами, то есть вестниками.

    Ангелов бесчисленное множество, человеческий ум теряется в бесчисленном сонме их.

    Но здесь удивителен порядок, царствующий среди Небесных духов.Порядок, гармония – это красота совершенства, премудрость и истина Божия.В Царствии Небесном нет однообразия и застоя – там разнообразие, движение, деятельность, стремление, великая, многосложная деятельность, неведомая нам здесь, на земле.

    Серафимы – огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (), престол Его пламень огненный (), потому что Бог наш есть огнь поядающий ().

    Серафимы пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, как показывает и само их имя, ибо «Серафим» в переводе с древнееврейского языка означает: пламенеющий.

    После Серафимов пред Всеведущим Богом, живущим во свете непреступном, предстоят в несказанной светлости многоочи тые Херувимы , сияющие всегда светом Богопознания, ведением таин и глубин премудрости Божией, сами просвещаемые и других просвещающие.Имя Херувим в переводе с древнееврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, ибо чрез Херувимов ниспосылается другим премудрость и подается просвещение для Боговедения и Богопознания.

    Затем пред Всевышним предстоят богоносные Престолы , ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой ) почивает Бог.Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному, Давидом: «Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный» ().Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие, помогая земным судьям, царям, владыкам и правителям производить праведный суд.

    В средней иерархии, как уже было сказано выше, также заключается три чина святых Ангелов: Господства, Силы и Власти .

    Господства ниспосылают силу к благоразумному владению и мудрому управлению земным властям, поставленным от Бога, учат владеть чувствами, смирять непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.

    Силы исполнены Божественной крепости и немедленно исполняют волю Всевышнего.Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают благодать чудотворений угодникам Божиим, чтобы те могли творить чудеса, исцелять болезни, предвозвещать будущее, помогают труждающимся и обремененным людям в несении возложенного на них послушания, чем объясняют свое имя Силы, т.е.носят немощи немощных.Силы укрепляют каждого человека в терпении скорбей и напастей.

    Власти имеют власть над диаволом, укрощают власть бесовскую, отражают наводимые на людей искушения, не допускают бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали, утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия.Борющимся со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.

    В низшей иерархии также три чина: Начала, Архангелы и Ангелы .

    Начала начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений.Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и язы ков.

    Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном.Архангелы открывают пророчества, познание и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания Святого Евангелия и открывают таинства благочестивой веры.

    Ангелы в Небесной иерархии ниже всех чинов и ближе всех к людям.Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога, ограждают нас от всякого зла.Ангелы приставлены для хранения каждого христианина: поддерживают нас от падения, падших поднимают и никогда не оставляют нас, если мы даже и согрешили, ибо они всегда готовы помочь нам, если только мы сами пожелаем.

    Слова Спасителя представляют нам убедительное свидетельство об Ангелах Хранителях: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ().

    И не только каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но и каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство.

    Пророк Моисей говорит израильскому народу: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» () .

    Но и все высшие небесные чины называются общим именем – Ангелы.Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати имеют разные наименования – Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы – однако все они вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение…» ().

    Итак, Ангелы, исполняя волю Божию, как служебные духи, принимают деятельное, живое участие в судьбе человечества.Так, Ангелы возвещают людям волю Божию, наблюдают за государствами (), хранят общества человеческие, области, города, монастыри, церкви и управляют различными частями земли (), имеют влияние на частные дела людей (), ободряют, сохраняют (дан.б, 22), выводят из темницы (), присутствуют при исходе души из тела, сопровождают ее шествие по воздушным мытарствам, возносят наши молитвы к Богу и сами за нас ходатайствуют ().Ангелы приходят на служение человекам (), научают истине, добродетели, просвещают ум, укрепляют волю и охраняют в жизни от бед ().О явлениях добрых Ангелов можно читать в Священном Писании – ; ; ; ; .

    Над всеми девятью Небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом Архистратиг Михаил, как верный служитель Бога.

    Архистратиг Михаил во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, собрав все чины и воинства Ангельские, велегласно воскликнул: «Вонмем , станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле»

    Но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца ( и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом.

    Когда на земле судьбы Божии особенным образом открылись над избранным народом еврейским, тогда Церковь указует на святого Архангела Михаила, как на хранителя, поборника и защитника народа Божия.

    У пророка Даниила Архангел Михаил представляется также особенным защитником и покровителем народа иудейского, всегда встающим на защиту Церкви от всех врагов ее ().

    Церковь в своих песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником (служба 8(21) ноября).

    Посему и изображается Архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы.Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

    Писание Апостольское повествует о том, что Архангел Михаил спорил с диаволом о «телеси Моисеове» (), и послужил его погребению, а диавол противился тому.Архангел Михаил, хранитель народа еврейского, вопреки злому желанию диавола, скрыл могилу пророка Моисея, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.

    Архистратиг силы Господней, Архангел Михаил, являлся Иисусу Навину при взятии Иерихона: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч.Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда.Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято.Иисус так и сделал» ().Это явление святого Архангела Михаила воодушевило Иисуса Навина надеждой на небесную помощь.Вскоре Сам Господь явился Иисусу Навину и научил его способу, при соблюдении которого, Иерихон, первый сильный город в ханаанской земле, был успешно взят.

    Древность так глубоко была уверена в подлинности явления Архангела Михаила Иисусу Навину, что на месте явления, еще в первые времена христианства, был воздвигнут монастырь во имя святого Архангела Михаила.

    Вообще святой Архангел Михаил премирнаго чина Чиноначальник, служитель же славы Божественныя и воевода Ангелов всехвальный, помогал израильтянам в их битвах с неприятелями на пути в обетованную землю и сопровождал Моисея в течение всей его многотрудной жизни.

    6 сентября ст.ст.Православная Церковь отмечает праздник называемый «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах).

    Во Фригии, близ города Иераполя, находился храм во имя Архангела Михаила и при нем целебный источник.Язычники, недовольные тем, что храм служит местом особого почитания христиан, решились уничтожить его.С этой целью они соединили две нагорные реки в одно русло и направили течение на храм.Но по молитвам святого Архиппа, жившего при этом храме, явился святой Архистратиг Михаил и ударом своего жезла открыл расселину, которая и поглотила спущенную на храм воду, а место это получило название Хоны (отверстие, расселина).Россия также удостоилась явления Архистратига Михаила, как и другие страны.Это было в 1608 году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре при нашествии поляков на Русь, когда Архангел Михаил явился архимандриту Иосифу, бывшему в то время настоятелем Лавры, с сияющим лицем, со скипетром в руках и сказал врагам, несколько месяцев осаждавшим обитель: «Вскоре всесильный Бог воздаст вам отмщение».И неприятель, простояв у стен обители без всякого успеха, вынужден был отступить со стыдом.

    Защита городов русских Пресвятой Богородицей осуществлялась всегда Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила.Поэтому крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах.

    Архистратиг Михаил в Ветхом Завете именуется как «князь великий, стоящий за сынов народа», он предстоит пред Престолом Господним.В Ветхом Завете святой Архангел Михаил был Ангелом Хранителем одних вождей и владык народа израильского, в Новом Завете Православная Церковь признала его поборником и заступником всеобщим, она всех и каждого истинного христианина побуждает взывать к первейшему из Ангелов о помощи и ходатайстве пред Богом.Церковь признает Архистратига Михаила своим Божественным украшением, и мира дольняго ограждением и утверждением (служба 6(19) сентября, кан.п.1).Она учит, что святой Архангел Михаил крепостию божественною обходит всю землю, от лютых изымая призывающих божественное имя его (там же, пес.3), именует его проповедником божественным, непостдным представителем верных, путеводителем и наказателем заблудших (пес.3), молитвенником за людей спасительным (пес.3).Словом,- она всех и каждого заставляет взывать к великому Архистратигу Божию: «под кров божественных крыл твоих прибегающия верою, Михаиле, божественный уме, соблюдай и покрывай через все житие: и в час, Архангеле, смертный страшный, ты предстани помощник, всем нам благоприемнейший» (служба на 8 (21) ноября, ст.на хвалит.).

    Итак, Архангел Михаил – победитель супостатов, избавитель от всяких бед и скорбей, защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов.

    Архангелу Михаилу молятся об избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве трона и государства, о спасении и сохранении России.

    6(19) сентября празднование «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)» (IV ).

    8 (21) ноября Святая Церковь прославляет все Небесные Силы во главе с Архистратигом Михаилом.Архистратиг Михаил прославляется как вождь Небесных Сил и называется этот праздник – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.

    Тем, кто украшается именем первого из Архангелов, т.е.именем Михаил, приличнее всего отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

    Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу

    Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, пер­вый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

    К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых.Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение.Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

    Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая.Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти.Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати.Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим.Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.Аминь (из службы со акафистом).

    О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

    О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его.О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.Аминь.(Из древней рукописи).

    Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.

    СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ

    Архангел Гавриил – благовестник таин Божиих.

    Имя Гавриил в переводе с еврейского языка означает: муж Божий, крепость Божия, сила Божия.

    Архангел Гавриил один из семи Архангелов, посылаемых Богом для возвещения людям великих дел Божиих.

    Он объяснил пророку Даниилу пророчественные видения о царях и царствах (дан.8), о времени пришествия Спасителя…«когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний: итак вникни в слово и уразумей видение.Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святялище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» ().

    Архангел Гавриил и святого пророка Моисея наставлял в пустыне, при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания мира.

    Архангел Гавриил возвестил священнику Захарии о рождении Иоанна Предтечи от неплодной, престарелой его жены Елисаветы…«тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.И сказал Захария Ангелу: почему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» ().

    Также Архангел Гавриил явился праведной Анне и Иоакиму, постившемуся в пустыне, и возвестил каждому из них, что они будут иметь дочь, от века избранною Материю Мессии, грядущего для спасения рода человеческого.

    Сей великий Архангел был приставлен от Бога хранителем рожденной от неплодных Богоотроковицы Марии и, когда Она была введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу.

    Этот же предстатель Божий, будучи послан Богом в Назарет, явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением и действием в Ней Духа Святаго…«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ().

    Архангел Гавриил явился во сне и Иосифу Обручнику объяснивши ему, что Отроковица осталась невинной, ибо Зачатое в Ней от Духа Святаго… «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.Но когда он помыслил это – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( 1).

    А когда Господь наш родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим ночью свои стада и сказал: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ().

    Архангел Гавриил предупредил Иосифа Обручника о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицею: «…се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет» ().

    «По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» ().

    Жены-мироносицы услышали от него радостную весть о Воскрешении Христовом.

    По мнению Богомудрых мужей, Архангел Гавриил был послан для подкрепления Спасителя в Гефсиманском саду и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения.

    Хвалебной песне Божией Матери «достойно есть» научил инока Афонского монастыря также Архангел Гавриил.

    Посему Церковь именует Архангела Гавриила служителем чудес и таин Божиих, возвестителем радости и спасения, провозвестником и служителем Божественного всемогущества.

    26 марта (8 апреля) празднование в честь Архангела Гавриила есть день Собора , потому что христиане на другой день Благовещения собираются вместе славить священными песнями святого Архангела, как небесного вестника великой тайны воплощения Сына Божия.Святой Архангел Гавриил есть один из семи духов, «иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» ().

    13 (26) июля – Собор святого Архангела Гавриила.Праздник этот существует с IХ века и служит воспоминанием всех вообще чудесных явлений Архангела Гавриила.

    8 (21) ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила, где Архангел Гавриил прославляется со всем Собором Небесных Сил.

    Святая Церковь изображает Архангела Гавриила с райскою ветвию в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеща, а в левой – с зерцалом из ясписа.С зерцалом изображают потому, что Архангел Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого.Со свещею в фонаре изображают потому, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести.Поэтому, носящим имя Гавриил прилична та «вера Божия, для коей,- по слову Самого Спасителя,- нет ничего невозможного».

    Молитвы Архангелу Гавриилу

    Святый великий Архангеле Гаврииле! Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых Таин о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю Тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих.

    О, Святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков.Аминь.

    О, Святый Архангеле Божий Гаврииле, присно предстояй Престолу Всевышняго, прерадостный благовестниче и усердный споспешниче нашего спасения! С свойственным тебе милосердием приими сие хвалебное пение, от нас недостойных тебе приносимое.Исправи молитвы наша, и приноси я, яко фимиам, на Небесный Олтарь кадильный; озари умы наша светом познания таин спасительныя веры нашея; воспламени сердца наша любовию ко Христу Спасителю нашему, обрати и укрепи желания наша на спасительный путь Евангельских Его заповедей; да в сем веце тихо и багочестно поживем во славу Божию, в будущем же не лишимся вечнаго Царствия Божия, еже получити да сподобимся благодатию Христа Бога нашего, ходатайством Пречистыя Его Матере, Пренепорочныя Девы Марии и твоими многомощными ко Господу Богу о нас молитвами, и да прославим с тобою и прочими безплотными силами небесными и всеми святыми Единаго во Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.Аминь.(Из древней рукописи).

    Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя Твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник вышних сил.

    Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных Архистратиг.

    Иной кондак, глас 2

    На небесех зря Божию славу и на земли с высоты подая благодать, начальниче Ангелов, мудре Гаврииле, Божия славы служителю и мира Божественный поборниче, спасай, соблюдай вопиющия ти: сам буди помощник и никтоже на ны (13/26 июля; Собор Архангела Гавриила).

    Ин кондак, глас 8

    Пресветлыя и Честныя, и Вседетельныя, Пренеисчетныя и Страшныя Троицы ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче; ныне непрестанно моли збавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти: радуйся, покрове рабом твоим (26 марта/8 апреля; Собор Архангела Гавриила).

    СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ РАФАИЛ

    Месяц ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.

    По Священному Писанию и преданию известны следующие Архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.Но они не именуются Архангелами в собственном смысле, а принадлежат к чину Серафимов, Архангелами же они называются в качестве вождей ангельских сил.Они высшие из Серафимов, самые близкие к Богу (Денисов Л.Явления и чудотворения святых семи Архангелов.М., 1901).

    «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет и от семи духов, находящихся пред престолом Его» – читаем мы в Откровении Святого Иоанна Богослова () .Эти семь духов и есть семь Архангелов.

    Архангел Рафаил – целитель человеческих недугов, путеводитель, врач Божий.

    Имя Рафаил в переводе с еврейского языка означает – помощь, исцеление Божие, врачевание Божие, целитель человеческих недугов ().

    Архангел Рафаил, врач недугов человеческих, утешитель скорбящих, упоминается в Священном Писании.Есть целая книга, называемая «Книга Товита» , в которой описывается, как Архангел Рафаил, в виде юноши, сопутствовал праведному Товии, защищал его от нечаянных напастей в пути, освободил от злого духа Асмодея Сарру, дочь Рагуилову, дал ее в жены Товии, сыну Товитову, снял бельма у Товита ().

    Отправившись из дома Товита, Товия и Рафаил пришли вечером к реке Тигр.Когда Товия хотел искупаться, из реки показалась рыба, которая хотела поглотить его, но Рафаил сказал Товии: «Возьми эту рыбу, разрежь ее, вынь сердце, печень и желчь, и сбереги их».Товия все так и сделал.На его вопрос – к чему эта печень, сердце и желчь из рыбы? Рафаил ответил: «Если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться, а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится».

    Когда они пришли в Екбатаны, где жила Сарра, дочь Рагуила, семь женихов которой погубил злой дух Асмодей, их хорошо приняли в доме Рагуила.Рагуил отдал Сарру, дочь свою, в жены Товии.Товия, входя в спальню, взял курительницу, положил сердце и печень рыбы и дымил.Демон, услышав это запах, убежал в верхние страны Египта.

    Когда Товия с женой Саррой и Рафаилом пошли в обратный путь в Ниневию, где жил Товит то Рафаил сказал: «Я знаю, Товия, что у отца твоего откроются глаза: ты только помажь желчью глаза его, и он, ощутив едкость, оботрет их, и спадут бельма, и он увидит тебя».

    Товия приложил желчь к глазам отца своего и сказал: «Ободрись, отец мой!» Глаза его заело и он отер их, и снялись с краев глаз его бельма и увидел он сына своего Товию.

    Когда же Товит хотел в благодарность отдать спутнику Товии половину принесенного серебра, Рафаил, отозвав в сторону Товита и Товию, сказал им: «Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас… Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально.Делайте добро, и зло не постигнет вас… Ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру.Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых, и восходят пред славу Святаго… Я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек».

    Весьма поучительны и слова, сказанные Архангелом Рафаилом при разлучении с семейством Товита: «доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью.Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех.Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать.Грешники же суть враги своей жизни».Товит и Товия смутились и пали лицем на землю, потому что были в страхе.Но Рафаил сказал им: «Не бойтесь, мир будет вам.Благословляйте Бога вовек… Итак, прославляйте теперь Бога, потому что я восхожу к Пославшему меня, и напишите все совершившееся в книгу.И встали они и более уже не видели его».

    Посему, кто желает сподобиться небесной помощи Архангела Рафаила, тому надобно самому быть милостиву к бедствующим.Тем более добродетель милосердия и сердоболия должна отличать носящих имя Рафаила – иначе у них не будет духовного союза с Архангелом.

    Святая Церковь изображает Архангела Рафаила держащим в немного приподнятой левой руке сосуд с врачебными средствами и ведущим правою рукою Товию, несущего пойманную в реке Тигр рыбу.

    Молитва Архангелу Рафаилу

    О, Святый великий Архангеле Рафаиле, Престолу Божию предстояй! Ты благодатию, от Всемогущаго Врача душ и телес наших тебе данною, праведнаго мужа Товита от слепоты телесныя исцелил еси, и сына его, Товию, спутешествуя ему, от злаго духа сохранил еси.Всеусердно молю Тя, буди мне путеводитель в жизни моей, сохрани от всех видимых и невидимых враг, исцели душевныя и телесныя болезни моя, управи жизнь мою к покаянию во гресех и ко творению добрых дел.О, святый великий Рафаиле Архангеле! Услыши мене грешнаго молящагося тебе, и сподоби в здешней и будущей жизни благодарити и славити общаго Создателя нашего в безконечныя веки веков.Аминь.(Из древней рукописи).

    Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник вышних сил.

    Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных Архистратиг.

    СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ УРИИЛ

    Архангел Уриил – огонь или свет Божий, просветитель потемненных и невежд, просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших, возбудитель на молитву.

    Имя Уриил в переводе с еврейского языка означает – свет или огонь Божий, просветитель ().

    Уриил, будучи сиянием огня Божественного, есть просветитель потемненных.Как Ангел света он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовию к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные.

    Об Архангеле Урииле пишется в Третьей книге Ездры ().

    Архангел Уриил был послан Богом к Ездре предложить ему три подобия и показать три пути:

    «Если ты одно из них объяснишь мне, то и я покажу тебе путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое.Тогда я сказал: говори, господин мой.Он же сказал мне: иди и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел.Какой человек, отвечал я, может сделать то, чего ты требуешь от меня? А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая, ты, может быть, сказал бы мне: «в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил».Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне.И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно растленном веке понять растление, которое очевидно в глазах моих?» ():

    Архангел Уриил ответил на это Ездре: «Стань на правую сторону, и я объясню тебе значение подобием.И я стал, и увидел: вот горящая печь проходит предо мною; и когда пламя прошло, я увидел: остался дым.После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли.Тогда он сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым» ().

    Этими словами Архангел Уриил указал Ездре на близость наступления срока прихода Искупителя на землю, что от его времени до пришествия Спасителя осталось немного лет, значительно меньше, чем от сотворения мира до времени Ездры, жившего в пятом веке до Рождества Христова.Итак, Архангел Уриил служитель света истины, просветитель потемненных, наставник заблудших, возбудитель на молитву.

    Люди, преданные наукам – это ваш Архангел! Не забывайте по примеру его быть служителями не только света истины, а и огня Божественной любви.Как сказал святой апостол Павел: «Разум убо кичит, а любы созидает» ().Изображается святой Архангел Уриил держащим в правой руке, против груди, обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз – пламень огненный, что знаменует особенно сильную ревность по Боге сего Архангела.

    СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ СЕЛАФИИЛ

    Архангел Селафиил (Салафиил) – молитвенник Божий, всегда молящийся Богу о людях и людей побуждающий к молитве, молитвенник о спасении и здравии людей.

    Имя Селафиил в переводе с еврейского языка означает – молитва к Богу, молитвенник Божий, побуждающий к молитве.

    Об этом Архангеле пишется в Третьей книге Ездры: «И было, во вторую ночь пришел ко мне Салафиил, вождь народа…» ().

    Архангел Селафиил явился Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась.Он сказал ей: «…слышал Господь страдание твое…» ().

    По верованию Церкви, святой Архангел Селафиил также явился Агари в пустыне Вирсавии, когда изгнал ее Авраам.В книге Бытия об этом повествуется так: «Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее.Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука.Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока.И она села поодаль против него, и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока оттуда, где он был; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал

    голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку ибо Я произведу от него великий народ.И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока.И Бог был с отроком; и он вырос…» ().

    Итак, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных, с их вождем Селафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати.

    Изображается святой Архангел Селафиил с лицом и очами, склоненными вниз и с руками, молитвенно сложенными на груди, как бывает у человека умиленно молящегося.

    Видя в таком положении самого Архангела молитвы, будем стараться и сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся.

    СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ ИЕГУДИИЛ

    Архангел Иегудиил – покровитель подвизающихся и монашествующих, славитель Бога, укрепляющий трудящихся для славы Божией и ходатайствуюший о воздаянии им за их подвиги и труды, споспешник и наставник в работе, заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией.

    Всякий из нас, от млада до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией.На нашей грешной земле всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие – с великим и тяжким.Но Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого труда любве во имя Его ().

    Имя Иегудиил в переводе с еврейского языка означает – славящий Бога, хвала Бога.

    По верованию Церкви, основанному на Священном Предании, святой Архангел Иегудиил – один из семи Архангелов, покровительствовавший по Велению Божиему израильтянам в пути их во время 40-летнего странствования, а также имя Иегудиила усваивают тому Ангелу, который в столпе огненном и облачном предшествовал израильтянам при выходе из Египта, охраняя их от преследователей: «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в середину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» ().

    Когда Моисей, после сорокадневного поста и молитв, взошел на гору Синай, явился ему Бог и, вручая скрижали завета, дал ему закон, который должны были соблюдать люди Израиля.И сказал Господь: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» ().«…Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аммореям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их от лица вашего, то не поклоняйся богам их, и не служи им» ().

    Итак, служение Архангела Иегудиила в том, чтобы укреплять людей труждающихся ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги.

    Изображается святой Архангел Иегудиил держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами – этим знаменуется награда от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам.

    СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ ВАРАХИИЛ

    Святой Архангел Варахиил – податель людям благословений Божих на добрые дела и ходатай, испрашивающий людям милости Божии и благословение Божие проводить жизнь в душевном здравии и спасении, покровитель благочестивых семейств, хранитель чистоты души и тела.

    Имя Варахиил в переводе с еврейского языка означает – Богом благословенный, благословение Божие.

    Архангел Варахиил изображается несущим на своей груди, на одежде, белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, а сам Архангел Варахиил является как бы предвестником блаженства и нескончаемого мира в Царствии Небесном.

    СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ ИЕРЕМИИЛ

    Архангел Иеремиил – внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу возношение к Богу милосердие Божие.

    Имя Иеремиил в переводе с еврейского языка означает – возвышение к Богу, высота Божия.

    О святом Архангеле Иеремииле в Третьей книге Ездры пишется так: «Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (), т.е.будущий век наступит лишь тогда, когда количество умерших праведников достигнет определенного предела.Этот ответ дает им Архангел Иеремиил (Апокалипсис Иоанна Богослова дает точную цифру запечатленных из всех колен Израилевых, именно 144000 (7, 4)).Все девять Ангельских чинов соберутся в день Страшного Суда Господня, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним», «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их ().И тогда услышат избраннии слова Спасителя мира: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ().

    Молитва ко святым Ангелам

    К вам, яко заступником и хранителем живота моего, аз окаянный припадая, молюся: подадите мне молитвами вашими дневное пребывание, богоугодно и неискусно от злых деяний и помышлений прейти.Отверзите слух ушию моею, да услышу и разумею дела и словеса Божия душеполезная, да прозрю внутреннима очима, тьмою греховною обдержимый.Молите за мя, по вся часы согрешающаго, да не пояст мене мечь ярости Господни: зело бо превзыдоша беззакония моя на главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне.Ты же, Господи мой Господи, призри на мя, и помилуй мя, и изведи из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отиду отсюду, и не прииду на Страшный оный Суд Твой.Приими молящияся за ны святыя Ангелы Твоя, иже окрест престола Твоего выну со страхом предстоят, и тех молитвами, изряднее же Пречистыя Матере, избави мя Страшнаго онаго и грознаго суда Твоего.Ты бо еси Агнец Божий, вземляй всего мира грехи, распятый на кресте нашего ради спасения; вонми молитве моей, и посли Ангела Хранителя души моей и телу, да тем наставляем, избавлюся от всяких врагов видимых и невидимых, и сподоблюся получити Твою милость, со всеми от века Тебе благоугодившими, яко Ты еси Бог наш, и к Тебе прибегаю, и на Тя надеюся, аще и согреших паче человек, но Тебе не отступих, ни руку моею воздех ко иному богу, Тебе молюся, Господи Иисусе Христе, Тя благословлю, и Тебе покланяюся от Троицы Единому, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков.Аминь.(Из каноника).

    Тропарь Безсплотным Силам, глас 4

    Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняющее ны припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

    Кондак Безплотным Силам, глас 2

    Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милось, яко безплотных Архистратизи.

    Величаем вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.

    Молитвы святым Архангелам на каждый день недели

    Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от меня молниеносным мечем твоим духа лукаваго, искушающаго мя.

    О великий Архистратиже Божий Михаиле победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов моих видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит меня Господь от скорбей и от всякия болезни, от смертоностныя язвы и напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков.Аминь.

    Святый Архангеле Гаврииле, радость неизреченную с Небес Пречистой Деве принесший, исполни радостию и веселием сердце мое, гордостию преогорченное.

    О, великий Архангеле Божий Гаврииле, ты еси благовестил Пречистой Деве Марии зачатие Сына Божия.Возвести и мне грешному день страшной смерти Господа Бога за грешную мою душу, да простит Господь грехи мои; и не удержат меня демоны на мытарствах за грехи мои.О великий Архангеле Гаврииле! Сохрани меня от всех бед и от тяжкой болезни, ныне и присно и во веки веков.Аминь.

    О великий Архангеле Божий Рафаиле, приемый дар от Бога целити недуги, исцели неисцельные язвы моего сердца и многие болезни моего тела.О великий Архангеле Божий Рафаиле, ты еси путеводитель, врач и целитель, руководствуй меня ко спасению и исцели все болезни мои душевные и телесные, и проведи меня к Престолу Божию, и умоли Его благоутробие за грешную мою душу, да простит меня Господь и сохранит от всех врагов моих и от злых человек, от ныне и до века.Аминь.

    Святый Архангеле Божий Урииле, светом Божественным озаряемый и преизобильно исполненный огнем пламенной горячей любви, брось искру огня сего пламенного в мое сердце холодное, и душу мою темную светом твоим озари.

    О великий Архангеле Божий Урииле, ты еси сияние огня Божественного и просветитель помраченных грехами: просвети ум мой, сердце мое, волю мою силою Святаго Духа, и настави меня на путь покаяния, и умоли Господа Бога, да избавит меня Господь от ада преисподняго и от всех врагов видимых и невидимых, ныне и присно и во веки веков.Аминь.

    Святый Архангеле Божий Селафииле, даяй молитву молящемуся, научи меня молиться молитвой смиренной, сокрушенной, сосредоточенной и умиленной.О великий Архангеле Божий Селафииле, ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его благоутробие за меня, грешного, да избавит меня Господь от всех бед и скорбей, и болезней, и от напрасныя смерти, и от муки вечныя, и сподобит меня Господь Царствия Небесного со всеми Святыми вовеки.Аминь.

    Святый Архангеле Божий Иегудииле, присный споспешниче всех подвизающихся на пути Христовом, возбуди меня от тяжкой лености и подвигом добрым укрепи меня.О великий Архангеле Божий Иегудииле, ты ревностный защитник славы Божией: ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу, пробуди и меня, ленивого, славить Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Господа Вседержителя да созиждет во мне сердце чисто и дух правый обновит во утробе моей, и Духом Владычным утвердит меня и истиною Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.Аминь.

    Святый Архангеле Божий Варахииле, благословение от Господа нам приносящий, благослови мя положить начало благое, исправление нерадивого моего жития, да угожду во всем Господу Спасителю моему во веки веков.Аминь.

    Нав.– Книга Иисуса Навина

    Тов.– Книга Товита

    Ис.– Книга пророка Исаии

    Дан.– Книга пророка Даниила

    3 Езд.– Третья книга Ездры

    Мф.– От Матфея святое благовествование

    Лк.– От Луки святое благовествование

    Деян.– Деяния святых апостолов

    1 Кор.– Первое послание апостола Павла к Коринфянам

    2 Кор.– Второе послание апостола Павла к Коринфянам

    Евр.– Послание апостола Павла к Евреям

    Кол.– Послание апостола Павла к Колоссянам

    Иуд.– Послание Иуды

    Апок.– Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис)

    1 В греческом переводе: «по числу Ангелов Божиих» (), в других переводах – по числу сынов Израилевых.Учение о том, что каждый народ и каждое царство имеет своего Ангела, основывается также на словах пророка Даниила (дан.10, 12), где говорится об Ангелах царств Персидского и Иудейского.

    2, 1 5) встречается толь — ко в «Книге Товита» и позднее – в так называемой «Книге Еноха» (9, 1; 10, 4; 20, 3; 40, 9).

    В восточных переводах в одном из латинских кодексов, он назван Фалтиилом.Имя Фалтиил значит «спасение Божие».

    «Лодья».2002.
    Т.С.Олейникова.Составление.2002

    Архангелы – (греч.арха́нгелой , ед.ч.арха́нгелос – «ангелоначальник») – представители «небесного» мира служебных бесплотных духов, занимающие в нем, согласно христианской «девятичинной» иерархии, предпоследнее место (перед собственно «ангелами»).Православная богословская традиция знает имена семерых архангелов: Михаил – архистратиг (в переводе с греческого «верховный военачальник») ангельского воинства, в «конце времен» возглавляющий последнюю битву с «драконом» (Сатаной), в русской традиции – покровитель князей (военных) и всех христиан, чьи души он провожает к воротам Небесного Иерусалима, помогая отворить тяжелые ставни; Гавриил – вестник Божиих тайн; Рафаил – архангел-целитель; Уриил – просветитель верующих; Селафиил – особый молитвенник за людей; Иегудиил – укрепляющий трудящихся ради славы Божией; Варахиил – раздаятель людям Божиих благословений.Наибольшим почитанием в христианстве пользуются архангелы Гавриил, возвестивший Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа, Михаил, глава небесного воинства, и ангел-целитель Рафаил.Гавриил и Михаил входят в деисусный ряд иконостаса, располагаясь вслед за Иоанном Предтечей и Богоматерью.Главный праздник архангелов – «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» (8/21 ноября); в народе – «Михайлов день».

    В христианской традиции ангелы – существа, близкие к Богу, через них Он может выражать свою волю людям, они – Его воинство.Архангелы, стоящие выше по рангу, тоже обладают сверхъестественными способностями, каждый имеет собственную зону ответственности, свою историю.Имена архангелов и ангелов вовсе не обязательно искать , ими верующие родители часто называют своих детей, надеясь, что небесный тезка будет охранять их на жизненном пути.

    Ангельская иерархия

    Существа, подобные ангелам, встречаются в мифологии многих народов, а многие ангелы, в чье существование верят христиане, также являются персонажами иудейских и мусульманских религиозных текстов.Упоминания о них часто встречаются в текстах религиозных деятелей, которые утверждали, что ангелы являлись им, чтобы изречь Божью волю, дать наставление или пророчество о будущем.

    Ангелы наделены огромной силой и множеством возможностей, но никогда не используют их по собственному усмотрению, все их действия согласованы с Богом и никогда не противоречат Его воле.Кроме того, существует четкая иерархия, согласно которой ангелы, имеющие разные способности, подразделяются на разные чины.Всего существует девять ангельских чинов, которые составляют три триады.

    Считается, что именно они ближе всего к Богу и должны нести Его любовь.Название этих существ происходит от древнееврейского слова, означающего «огненный».Серафимы описываются как существа с тремя парами крыльев и четырьмя ликами, что наталкивает на мысли об их мифологических корнях, так как они напоминают существ из ассирийской мифологии.Не исключено, что именно мифы народов Междуречья стали прародиной образа серафима.

    Они столь же близки к Богу, обладают великой мудростью и всеми знаниями, которыми Бог считает нужным наделить других.Именно они должны нести свет знаний в мир, представляют второй чин после серафимов.Херувим упоминается как охранник Эдема, вооруженный пламенным мечом.Также встречаются упоминания о том, что Бог восседал на херувимах, используя их как средство передвижения.

    Так в христианской традиции называют бесплотных духов, которые служат Богу в качестве трона.Кроме того, престолы способны помогать судьям и правителям принимать справедливые решения.

    Принадлежат ко второй триаде ангельских чинов и представляют четвертый чин из девяти.Упоминания о господствах можно встретить во многих раннехристианских текстах, в которых они представлены как существа, способные усмирить страсти, возвысить дух над телом, помочь овладеть эмоциями.

    Этих духов Бог использует, чтобы творить чудеса и даровать силу чудотворения тем, кто наиболее ему угоден.

    Эти существа наделены способностью контролировать злые силы, отбивать их атаки и защищать от них людей, а также очищать мысли от зла.

    Начала – это существа, по своим функциям схожие с ангелами-хранителями, но они оберегают не одного конкретного человека, а группу (например, в масштабе племени, нации, государства).Считается, что к каждому народу Бог приставил их, чтобы охранять, вразумлять, уберегать от необдуманных поступков, подсказывать верные и справедливые решения.

    VIII.Архангелы

    Архангелы считаются предводителями божественного воинства, они доносят волю Бога низшим ангелам, чтобы те сообщали ее людям.Архангелы несут просвещение, способствуют укреплению людей в вере.Наивысшим среди архангелов является Михаил.

    Ангелы – духовные наставники для людей.К каждому человеку приставлен ангел, который наставляет его на верный путь, оберегает от невзгод, дурных помыслов.Именно они – глас нашей совести.Ангелы – самые близкие к людям существа, однако и они не действуют по своему усмотрению, ведь получают указания от Бога через его посланников.

    Некоторые архангелы и ангелы, их деяния и влияние на культуру

    Имена многих ангелов и архангелов известны нам не только благодаря вероучению, но и массовой культуре.Упоминания об их деяниях часто встречаются в религиозных текстах.

    Имена архангелов и ангеловвстречаются в христианских, иудейских и исламских священных текстах.Это служит еще одним доказательством родства трех религий.

    Существует целая паранаука об ангелах – ангелология.Слово «ангел» в переводе с греческого обозначает вестник.Это бесплотные спутники и посланники Бога.Ранняя христианская иконография ангелов восходит к изображению крылатых охранников царских дворцов Ассирии и Вавилонии.

    Григорий Богослов в 4веке предложил иную классификацию, а Кирилл Иерусалимский, называя те же чины что и Псевдо-Дионисий, но в несколько ином порядке.

    Ангелы имеют свою иерархию, которую установил в 5 столетии в трактате «Божественные имена » Псевдо-Дионисий Ареопагит.Ангельская градация включает 3 лика по 3 чина в каждом.Архангелы вместе с престолами и ангелами занимают третью, самую низшую иерархическую ступень.

    В другой, более древней книге Еноха приводится иная классификация и называется сколько же архангелов существует.Всего 7 архангелов, руководящих мириадами ангелов (небесного воинства).Их называют также архистратигами.

    Слово «архангел» переводится с греческого, как «главный или высший вестник».Они осуществляют связь между Богом и людьми; водят в бой небесное войско против адских полчищ; руководят ангелами-хранителями.По мнению некоторых ученых, архангелы соответствуют 7 амшаспандам древних персов и 7 планетным духам вавилонян.

    Скольким архангелам даны имена

    Каждый из 7 архангелов имеет свое предназначение и имя.Римско-католическая церковь более других почитает архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила.Михаил считается наиболее значимым из них.Он является князем своего чина, защищающим церковь от сил тьмы.Гавриил – страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям .Рафаил считается властителем мыслей человека и его исцелителем.

    Архангел Уриил властвует над небесными светилами.Шамуил мир светил подвергает наказаниям.Иофил – начальник над духами, вовлекающими людей в грех.Иезекииль наблюдает за воскресением из мертвых.

    Как Небесные посланники и защитники Церкви на земле архангелы имели свою атрибутику.В христианском искусстве они изображались в облике молодых красивых сильных мужчин со сложенными за спиной крыльями, держащими в руках мечи и сферы – символы небесных воителей.

    Ангел милосердия Гавриил часто изображается держащим в руке лилию или скипетр.Защитник воинов и верующих Михаил, как правило, облачен в богатые одежды и держит в руке меч.Ангел-хранитель Рафаил – с посохом странника и рыбой или же блюдом.Уриил нес свиток или книгу.Шамуил держал кубок или жезл, Иофил – огненный меч, а Иезекииль – священный нож.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here